Пушки: из оружия — в экспонаты
0
562
просмотров
За последние три века уникальные пушки Несвижского арсенала оказались разбросаны по всей Европе.

В 1706 г. Несвижский замок был захвачен шведскими войсками во главе в Карлом ХІІ. Сам замок и его укрепления превратились в руины, имущество разошлось по рукам, а артиллерийские орудия захватчики частично расплавили, частично утопили во рвах. Знаменитые пушки работы Германа Мольцфельта конца XVIначала XVII веков предназначались для пополнения коллекции оружия шведского короля. Однако шведы не смогли переправить тяжёлые орудия через Припять и были вынуждены их затопить. Благодаря этому уникальные пушки смогли пережить военное время.

Возвращение утраченного

Восстановление разрушенной резиденции Радзивиллов затянулось на десятилетие. Возрождение оборонительного потенциала крепости уже не было первоочередной задачей: пушек в замке не осталось, а старое здание арсенала переделали в дополнительное жилое помещение. В 1717 г. настоящей неожиданностью для владельца замка Кароля Станислава Радзивилла стала новость о том, что на дне реки у деревни Лахва найдены 11 пушек (среди них были «Гидра», «Попугай» и «Цербер»), 2 мортиры и 12 гаковниц, хранившиеся до войны в Несвиже. Осенью оружие вернулось в Несвиж и послужило основой для восстановления артиллерийского парка.

Железная пушка, найденная во рву Несвижского замка. Конец XVII – начало XVIII в. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 64

Что касается затопленных в замковых рвах орудий, их поиски начались ещё в XVIII веке. Но лишь при реставрации Несвижского замка в 2010 г. в ходе очистки замковых рвов на поверхность были подняты железная пушка, две целые гаковницы и две гаковницы, сохранившиеся частично.

Возвращение Несвижскому замку былого величия и восстановление его артиллерии связаны с именем Михала Казимира Радзивилла «Рыбоньки». Он вступил во владение несвижскими землями в 1724 г. Участие магната в «войне за польское наследство» 1733–1735 гг., получение должности польного гетмана, а затем и великого гетмана литовского вынудили Михала Казимира обратить пристальное внимание на увеличение артиллерийского парка.

Михал Казимир Радзивилл Рыбонька. Неизвестный художник. ХІХ век

В 1727 г. несвижский ординат заказал в Гданьске либо в Кёнигсберге серию из четырёх 9-фунтовых пушек, носивших имена «Св. Михаил», «Св. Казимир», «Св. Николай» и «Св. Криштоф». Они были посвящены небесным патронам самого магната, его сына и всего рода Радзивиллов. Так началось восстановление несвижской артиллерии.

В 1756 г. арсенал замка насчитывал 41 пушку и 7 мортир. Михал Казимир «Рыбонька» организовал производство орудий в своих владениях, в первую очередь в Олыке. В принадлежавшем его старшему брату Иерониму Флориану Уречье также действовала людвисарня, снабжавшая пушками в том числе и крепость в Несвиже. Помимо этого, магнат пользовался услугами литейщиков в Гданьске, Кёнигсберге и Орше.

Из Жолковского замка в Несвиж попал один интересный экземпляр кожаной пушки, которой, видимо, не планировали пользоваться, так как для неё не был изготовлен лафет. Скорее, она заинтересовала Радзивилла как экспериментальное артиллерийское орудие: в XVII веке шведы пытались организовать лёгкую подвижную полевую артиллерию, состоящую из таких кожаных пушек. Правда, эта идея так и не прижилась.

Остатки кожаной пушки // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 115 кола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 64

«Рыбонька» делал акцент на возможности использования артиллерии не только в стенах крепости, но и в полевых условиях. При необходимости все несвижские орудия можно было вывезти из замка и передать полевому войску. Известно, что Михал Казимир подкреплял артиллерией отряды своей милиции во время конфликта с сандомирским воеводой в 1744 году.

Однако главной функцией артиллерии Несвижского замка в это время было отражение политического и социального положения магната в стране. Все торжественные события в замке сопровождались салютами из пушек и ружей, что должно было подчеркнуть его высокий статус как великого гетмана литовского. В действительности же военный потенциал крепости был довольно ограниченным, что позже попытался исправить наследник «Рыбоньки», Кароль Станислав «Пане Коханку».

Закат военной славы

Десятый ординат несвижский Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку» попытался вдохнуть новую жизнь не только в частное войско своего отца, но и в артиллерию замка. Он начал стягивать в несвижскую крепость артиллерию из других своих владений, планируя сделать Несвиж центральным арсеналом. Однако настоятельная потребность магната активно участвовать во внутриполитической жизни страны всё время отвлекала его от этой задачи. Постоянное противостояние группировке Чарторыйских, российским войскам, нахождение в эмиграции не давали сосредоточиться на делах крепости, которая в 1768–1776 гг. была взята под контроль российской армией.

Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханку». Художник К. Александрович. 1786–1790 гг.

Тем не менее, по возвращении из первой эмиграции «Пане Коханку» смог нарастить свой артиллерийский парк до 70 пушек и мортир, из которых 50 были в исправном состоянии, а также организовал отдельный корпус артиллерии в составе милиции замка. К концу 1768 г. корпус насчитывал 357 человек.

В 1768 г., вскоре после отъезда магната за рубеж, генерал-майор Измайлов разместил в крепости российский гарнизон, а ворота арсенала, остававшегося неприкосновенной собственностью Радзивилла, были опечатаны. Однако чем дольше находился гарнизон в крепости, тем чаще командующие заглядывали в арсенал — сначала брали под расписку, а затем и попросту реквизировали артиллерию магната. Комендант Несвижа Юзеф Собесский писал:

«В арсенале ничего больше нет, кроме старого оружия, копий, патронташей и кожаной пушки, и то не знаю, как долго удержатся».

Однако самые ценные экземпляры российским войскам не достались, о чём командующие гарнизоном и сами догадывались. Несколько раз предпринимались раскопки в стенах замка и за его пределами. Только вот Радзивиллы имели богатый опыт сокрытия ценностей в минуты, когда крепости грозила опасность. Когда «Пане Коханку» вернулся из эмиграции в 1777 г., 8 мольцфельтовских пушек были извлечены из укрытия.

В 1790 г. беспокойный магнат скончался, а его дело пришло в упадок. Милиция была сокращена, артиллерийский корпус фактически был ликвидирован. Последней каплей стала осада крепости российским войском в 1792 г. Накануне второго раздела Речи Посполитой в Несвиже находилось 86 пушек. Россияне захватили 47 из них. Остальные были опять-таки спрятаны либо полковником Домиником Дедерко, возглавлявшем оборону крепости, либо комиссаром Мацея Радзивилла. Этот эпизод стал последним аккордом военной истории Несвижского замка.

Пушки покидают крепость

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. Несвижский замок стал пограничной крепостью Российской империи. В начале ХІХ века в окрестностях Несвижа был создан артиллерийский учебный лагерь, а после войны 1812 г. здесь разместился российский артиллерийский полк.

Пушка «Химера» на детинце Несвижского замка, 1920–1930-е гг. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 164

Однако сам замок по-прежнему принадлежал Радзивиллам, и его владелец Доминик Радзивилл, перешедший на сторону Наполеона, отступил вместе с французами. Правда, перед отступлением он по старой традиции рода сумел припрятать некоторые орудия и иные ценности. В 1819 г. в одном из подземелий замка были обнаружены 32 пушки, среди которых преобладали орудия 1-фунтового калибра. Инвентарь 1834 г. упоминает 42 пушки и делит их на две категории. 21 пушка хранилась в самом замке как «артефакты старины», а ещё 21 ствол воспринимался как источник сырья. Вскоре они были вывезены и пущены на переплавку. Десять самых интересных пушек сложили на детинце замка на всеобщее обозрение.

Сохранившиеся пушки спокойно пережили весь ХІХ век, не покидая Несвижа. В 1886 г. несвижский ординат Антоний Вильгельм Радзивилл принимал немецкого кронпринца Вильгельма, который приехал для участия в охоте на медведей. В своих воспоминаниях гость оставил упоминание об увиденных орудиях:

«Я сказал князю, что эти стволы имеют не только большую ценность как изделия из бронзы, но и демонстрируют высокий уровень литейного искусства, и в таком количестве вряд ли представлены в каком-нибудь музее артиллерии».

Пушки у крыльца южного корпуса Несвижского замка, конец ХІХ – начало ХХ в. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 163

После визита кронпринца хозяин замка выложил пушки у крыльца южного корпуса, чтобы посмотреть на них мог любой посетитель замка. Жена несвижского ордината Мария Дорота де Кастелян вынашивала идею включения стволов пушек в композицию крыльца южного корпуса дворца, который она планировала перестроить. Но эти идеи так и остались на бумаге.

Пушки продолжали спокойно лежать возле крыльца, и посмотреть на них приезжали историки искусства и артиллерии. В 1900 г. Несвиж посетил директор исторического музея в Дрездене Макс фон Эренталь. Он лично руководил чисткой оружия и давал советы насчёт его дальнейшей реставрации. Фон Эренталь стал автором первой статьи о пушках Германа Мольцфельта. Интерес к несвижскому оружию стали проявлять и польские историки. Однако с началом Первой мировой войны наступил конец спокойной жизни, и древние пушки отправились в долгий путь.

Проект перестройки крыльца южного корпуса Несвижского замка, вт. п. ХІХ в. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 161

Беспокойный ХХ век

Изделия из бронзы были ценным сырьём для военного производства и потому подлежали обязательному вывозу в Россию. Судьба пощадила изделия мастерской Германа Мольцфельта — покинув Несвиж, они пережили войну и не пошли на переплавку.

18 марта 1921 г. был заключён Рижский мирный договор, согласно которому российская сторона обязывалась передать Польше все ценности, хранившиеся в российских музеях и имевшие «польское» (в широком смысле) происхождение. Принявшие польское гражданство владельцы Несвижа имели все основания требовать возвращения своего имущества. В 1922 г. Польше были переданы 24 пушки, принадлежавшие Радзивиллам.

По причине нестабильной международной обстановки пушки не сразу направились в приграничный Несвиж — их разместили в Варшаве на детинце королевского замка. Неясно, когда точно орудия вернулись в Несвиж, однако известно, что тогдашний несвижский ординат Альбрехт Радзивилл должен был выплатить государственной казне 15% их стоимости, которая, по данным специальной комиссии, составляла 225 190 золотых рублей.

Пушка «Виноград» на детинце Несвижского замка, 1920–1930-е гг. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 164

Даже когда пошлина была сокращена вдвое, владелец ценного оружия не нашёл необходимых денег и передал государству 4 пушки — две из них попали в музей Королевского замка на Вавеле в Кракове, а ещё две — в Исторический музей Львова. Оставшиеся 20 пушек прибыли в Несвиж и разместились на детинце замка.

Простояли они там недолго. В 1939 г. Несвиж отошёл к СССР, а Радзивиллы покинули свою резиденцию. Переданные Государственному историческому музею в Минске в 1940 г. пушки были выставлены перед зданием музея и снабжены табличкой «Из этих пушек феодалы стреляли по угнетённым крестьянам». На этом же месте орудия встретили и немецкую оккупацию. Военные власти дважды порывались отправить их на переплавку, однако немецкие органы гражданского управления желали оставить пушки в Минске в качестве свидетельства германского культурного влияния на востоке.

Пушки «Химера», «Цербер» и «Виноград» у здания Государственного исторического музея в Минске, 1942 г. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 164

Тем не менее, в 1943 г. пушки были вывезены из Белоруссии и переданы в берлинский цейхгауз, где находился музей вооружения. В акте приёмки значилось, что из Минска прибыло 17 пушек, одна из них на лафете. Где потерялись ещё три — неизвестно.

Новым испытанием для несвижских пушек стали бомбардировки Берлина, в результате которых музей вооружения был разрушен, а многим его экспонатам были нанесены повреждения. Например, пострадала казённая часть «Химеры», где стояло имя знаменитого литейщика.

Несвижские пушки перед Берлинским цейхгаузом, 1945–1948 гг. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 166 к, 2015. — С. 166

Советские специалисты, приехавшие в Берлин для поиска вывезенных из СССР ценностей, переправили спасённые пушки в артиллерийский музей Ленинграда. Но и там оружие надолго не задержалось. В 1948 г. советское правительство передало их Польше, оставив в Ленинграде две наименее повреждённые. Остальные же перешли в собственность Музея Войска Польского в Варшаве.

Сегодня несвижские пушки работы Германа Мольцфельта разбросаны по музеям Польши, России, Украины и Швеции. Он хранятся в Музее Войска Польского в Варшаве («Гидра», «Цирцея», «Сова», «Химера», «Попугай»), Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге («Виноград» и «Цербер»), Львовском историческом музее и Музее Армии в Стокгольме («Мелюзина», вывезена в Швецию ещё в XVII веке).

Пушка «Гидра» перед Музеем Войска Польского, 1950-е гг. // Волкаў, М. А. Артылерыя Нясвіжскага замка / Мікола Волкаў. — Мінск, 2015. — С. 167

По свидетельствам полковника Доминика Дедерко, в 1792 г. на территории Несвижского замка были закопаны ещё три тяжёлые пушки калибром 18 и 24 фунта. Возможно, когда-нибудь замок откроет новый секрет своих владельцев. Сегодня же в Несвиже хранится оригинальная железная пушка, найденная в ходе реставрации дворцового комплекса, а также копии пушек «Виноград» и «Цербер» славного Германа Мольцфельта.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится