Раздача хлеба в Древнем Риме
16,106
просмотров
Кому полагался бесплатный хлеб от государства, как выглядела система снабжения им горожан и с какими логистическими трудностями сталкивались римляне.

В Рим, крупнейший центр могущественной державы, со всех провинций стекались огромные богатства и стремилось множество людей, надеявшихся поймать удачу за хвост. В I–II веках н.э. здесь проживало более миллиона человек, и им каждый день надо было как-то сводить концы с концами. Жизнь в Риме, как и в любой другой столице, нельзя было назвать дешёвой, и более двух третей его населения нуждались в постоянном субсидировании со стороны государства. Важнейшей частью этой политики было снабжение населения хлебом, который на кораблях доставлялся из Африки и Египта.

Центр мира

С самых ранних лет своей истории Рим был весьма крупным городом с многочисленным населением. Уже в эпоху Ранней республики городское пространство внутри Сервиевых стен составляло 426 га. По примерным оценкам, здесь могло проживать до 30 000 человек, что сопоставимо с размерами и численностью населения других крупных государств того же времени. По мере превращения Рима в центр Италии, а затем и всего Средиземноморья численность городского населения неуклонно возрастала. После окончания Пунических войн население Рима росло в среднем на 4000 человек в год, достигнув отметки в 500 000 человек уже в конце II века до н.э. В конце следующего столетия оно увеличилось, возможно, до миллиона человек, а затем возросло ещё более. Основания для этого расчёта предоставляют данные, известные по «Деяниям» Августа:

«(…) будучи консулом в 11-й раз (то есть в 23 году до н.э. — прим. авт.), двенадцать продовольственных раздач, хлеб частным образом скупив, я устроил (…) эти мои раздачи достались не менее чем 250 000 человек. Обладая трибунской властью в 18-й раз, будучи консулом в 12-й раз (в 5 году до н.э. — прим. авт.), я дал по 60 денариев 320 000 городских плебеев (…) Будучи консулом в 13-й раз (в том же 5 году до н.э. — прим. авт.) по 60 денариев плебеям, которые тогда получали государственное продовольствие, я дал. Это было немногим более 200 000 человек».

Рим императорской эпохи с высоты птичьего полёта.

Поскольку государственный хлеб получали только взрослые главы семей, общая численность городского населения в 1 млн человек кажется вполне вероятной. Этот отрывок текста, написанный Августом собственноручно, не только даёт нам представление о численности римского населения, но и показывает, что император хорошо понимал, насколько важно снабжать столицу хлебом. Наряду с обеспечением водоснабжения города, периодически устраивавшимися денежными раздачами и организацией зрелищ регулярное поступление хлеба на продовольственные склады столицы составляло одну из несущих опор установленного Августом режима. По словам поэта-сатирика Ювенала, только два вопроса занимали ум некогда гордых потомков Ромула: хлеб и зрелища. Римское простонародье умело настаивать на выполнении своих требований. Императору Клавдию как-то пришлось убедиться в этом весьма драматичным образом:

«Когда со снабжением начались трудности из-за непрерывных неурожаев, и однажды его самого среди форума толпа осыпала бранью и объедками хлеба, так что ему едва удалось чёрным ходом спастись во дворец, — с тех пор он ни перед чем не останавливался, чтобы наладить подвоз продовольствия даже в зимнюю пору».

Выдача хлеба римским гражданам в одном из 44 предназначенных для этой цели пунктов. Современная реконструкция. Крипта Бальба, Рим.

Хлеб для бедноты

Прокормить население мегаполиса было непростым делом. Регулярное распределение хлеба в Риме началось в 123 году до н.э. с принятием предложенного народным трибуном Гаем Гракхом первого из хлебных законов (leges frumentariae). Согласно новому закону, около 40 000 римских граждан получали право на ежемесячное приобретение 5 модиев (33 кг) хлеба по субсидированной государством цене в 6⅓ ассов за модий. Эта цена составляла примерно половину оптовой цены в 12 ассов за 1 модий, действовавшей при римских закупках хлеба на Сицилии. Тогда же в Риме были впервые построены крупные склады (horrea) для хранения поступавшего из провинций зерна. После гибели Гракха раздачи сократились, однако уже в 101 году до н.э. народный трибун Луций Аппулей Сатурнин предложил новый lex frumentaria. Закупки хлеба тяжким бременем ложились на государственную казну, и в 82 году до н.э. Луций Корнелий Сулла отменил хлебные раздачи. Вскоре после его смерти они были восстановлены.

Помпейская фреска I века н.э., изображающая хлебную лавку. Сравните форму хлеба с фотографией ниже. Национальный музей археологии, Неаполь.

Катон Старший выделял 5 модиев зерна в месяц в качестве продуктового пайка для рабов, занятых на тяжёлых работах. Из 1 модия зерна выпекалось 20 стандартных буханок хлеба каждая весом около 1 римского фунта (327,45 г). Этого количества хлеба одному человеку было достаточно на десять дней. Таким образом, 5 модиев зерна получателю с избытком хватало на месяц, но было совершенно недостаточно, чтобы прокормить целую семью. Вопрос увеличения объёма раздач оставался актуальным в 73, 67 и 62 годах до н.э. Решающий шаг был сделан в 58 году до н.э., когда народный трибун Публий Клодий Пульхр объявил государственное зерно бесплатным для получателей. Во время Гражданских войн возможность получить бесплатный хлеб привлекала в Рим множество беженцев из других городов Италии. Количество лиц, претендовавших на это право, возросло до 320 000 человек. В 46 году до н.э. Гай Юлий Цезарь поручил городским преторам составить списки получателей, уменьшив при этом их количество до 150 000 человек.

Обуглившаяся буханка римского хлеба из Помпей. Хлеб имел вес около 1 фунта и стоил примерно 2 асса за буханку. Национальный музей археологии, Неаполь.

При Августе число получателей хлеба вновь возросло до 200 000–250 000 человек. Поскольку это были отцы семейств, в действительности раздачи охватывали более 400 000 человек. Бесплатный хлеб предназначался для всех категорий граждан, однако для бедноты он имел критическое значение, позволяя хоть как-то сводить концы с концами в дорогом для жизни городе. Время от времени бесплатный хлеб получали и другие группы населения. Нерон даровал эту привилегию солдатам преторианской гвардии, городских когорт и вигилов. При Траяне хлебные пайки стали получать 5000 мальчиков-сирот, находившихся на государственном воспитании. Изначально раздачи включали только зерновой паёк, однако император Септимий Север в придачу к хлебу стал раздавать оливковое масло, Аврелиан прибавил к нему свиное мясо, а само зерно заменили буханками печёного хлеба.

Портик Минуция на Марсовом поле, построенный в 107 году до н.э. и перестроенный в годы правления Клавдия. Именно здесь происходили крупнейшие раздачи зерна населению столицы императорской эпохи. Современная реконструкция. Крипта Бальба, Рим

Снабжение продовольствием

В древности за снабжение Рима продовольствием (сura аnnonae) отвечали эдилы. В период Поздней республики с той же целью назначались два куратора (сurator аnnonae) из числа бывших преторов. В период продовольственного кризиса в 23 году до н.э. Август взял хлебное снабжение в свои руки и вместо двух кураторов назначил четырёх префектов (praefecti frumenti dandi ex s.c.). Наконец, между 9 и 11 годами н.э. он назначил всадника Гая Туррания первым постоянным императорским префектом анноны (praefectus annonae). Префект имел помощника (adiutor) и постоянные конторы в Риме, Остии и Путеолах. От имени императора он работал с сетью государственных и частных поставщиков зерна, отвечал за сбор хлеба и его транспортировку на кораблях из провинций в Рим, а также за юридическое обеспечение этого процесса. По своему значению это была одна из высших должностей в государстве. В эпоху Поздней империи ещё двое префектов анноны были учреждены в Александрии в Египте и в Карфагене в Африке.

Сбор урожая зерна. Египетская резьба по слоновой кости, VI век. Архиепископский музей, Равенна.

Бо́льшая часть зерна в провинциях собиралась в качестве налога (frumenta vectigales). Эта система поступлений сложилась ещё во II–I веках до н.э., когда Рим старался поставить себе на службу плоды своих завоеваний. На Сицилии, в Африке, а позже и в Египте римляне приспособили под собственные нужды систему, сложившуюся при прежних властях. Крестьяне-арендаторы должны были отдавать в качестве налога примерно десятую часть своего зерна. Налог взыскивался на деревенской молотилке. На ослах или повозках, предоставляемых в качестве местных повинностей богатыми землевладельцами, зерно под контролем уполномоченных лиц (conductores) переправлялось сначала на региональные, а затем на центральные склады. Помимо налогов, двадцатая часть собираемого урожая хлеба в провинции также подлежала обязательной продаже по фиксированным ценам. Наконец, ещё одним источником хлеба являлись обширные императорские владения (patrimonium principis). Через императорских прокураторов эти земли сдавались в аренду кондукторам (conductores), которые распределяли отдельные участки между издольщиками, а затем взыскивали с них выращенное зерно и переправляли его на склады.

Как сбор налогов, так и хлебные поставки римское государство отдавало на откуп, то есть занимались этим частные подрядчики, предлагавшие на аукционе самую высокую цену. При заключении соответствующего контракта государство авансом получало всю сумму налоговых платежей от подрядчика, который затем в течение года взыскивал потраченные деньги с плательщиков. Для Рима откупная система являлась простым способом управления провинциями без громоздкого и дорогостоящего бюрократического аппарата. Участниками такого рода сделок были крупные компании, располагавшие внушительными средствами и тесно связанные с правящей элитой. Например, стоимость груза одного 400-тонного корабля с пшеницей из Египта составляла примерно 1 млн сестерциев (657 000 долларов США в наши дни), что было эквивалентно минимальному состоянию сенатора. Норма прибыли в этом деле могла колебаться от 15% до 20%.

Фреска II–III веков из Остии, на которой изображена погрузка зерна на судно.

Транспортировка хлеба

Считается, что между I и III веками, в эпоху расцвета империи, городское население Рима ежегодно нуждалось в 200 000–400 000 т хлеба, 75 млн л вина, 20–30 млн л масла для приготовления пищи и ещё 1 млн л для освещения. Бо́льшая часть этих грузов доставлялась в город из Египта и Северной Африки, а также Сицилии, Сардинии и Испании. Главной житницей Рима являлась Африка, которая, по словам историка Иосифа Флавия, кормила его население на протяжении восьми месяцев года, в то время как Египет — на протяжении четырёх месяцев. Преобладание морских путей снабжения определялось огромным объёмом перевозимой продукции и высокой стоимостью сухопутных перевозок. Расстояние от Сицилии до Рима составляло более 500 км, от Карфагена — более 600 км, от Александрии — более 2000 км. Помимо расстояния, продолжительность плавания зависела также от направления ветра и погоды. Плавание от Остии до Александрии продолжалось всего 14 дней, зато возвращение занимало гораздо больше времени из-за неблагоприятных ветров. Между ноябрём и апрелем навигация полностью прекращалась из-за зимних штормов. Учитывая этот фактор, из Египта в Рим можно было совершить лишь один круговой рейс в год, в то время как из Северной Африки, Сицилии или Испании совершалось несколько такого рода плаваний.

О маршруте и времени морского плавания может рассказать путешествие апостола Павла. Направляясь в Рим, он сел на большой корабль, с грузом зерна плывший из Египта. Вместе с экипажем и пассажирами на борту находилось 276 человек. Плавание состоялось в конце сезона навигации, и ветры были неблагоприятными. Следуя обычному маршруту вдоль южного берега Крита, корабль сошёл с курса и потерпел крушение у Мальты.

Основой зернового флота служили огромные корабли водоизмещением около 400 т. Размеры и внешний вид этих судов мы знаем из повествовательных источников, а также большого количества фресок, мозаик и рельефов. Чтобы поощрить судовладельцев (navicularii) строить столь большие суда, император Клавдий предписал наделять латинов римскими гражданскими правами, римских граждан освобождать от ограничений по закону Папия-Поппея о безбрачии, а женщинам предоставлять полную правоспособность. Он же ввёл государственное страхование для кораблей, задействованных в перевозке хлеба. В случае потери груза владелец должен был получать компенсацию из государственной казны. Зерновозы освобождались от портовых сборов, обычно составлявших 2,5% от стоимости груза. На каком-то этапе судовладельцы были даже освобождены от выполнения обязательных для всех муниципальных повинностей. Правда, оговорённые привилегии вступали в силу, если заявитель вкладывал в судоходный бизнес не менее двух третей своего капитала. Аналогичными привилегиями вознаграждались и пекари — следующее звено в цепочке хлебных поставок. Этот порядок существовал ещё в конце IV века.

Модель римской плоскодонной баржи длиной более 20 м, которая использовалась для речной перевозки крупнотоннажных грузов. Музей римского судоходства, Майнц.

Ворота Рима

Морскими воротами Рима являлся порт Остия в устье Тибра. По легенде, город основал царь Анк Марций. Как морской порт Остия обладала рядом серьёзных недостатков. Наиболее остро стояла проблема заносов устья реки песком и илом, что требовало постоянно заботиться о расчистке фарватера. Морские суда с низкой осадкой должны были останавливаться в Путеолах, где зерно перегружали на суда меньшего размера. Ещё Цезарь вынашивал планы по созданию в Остии искусственной гавани, но только Клавдий довёл эти замыслы до стадии реального проекта. В 48 году старая гавань Остии была расчищена, для её защиты был построен новый каменный мол с маяком. С этой целью у входа в гавань затопили, наполнив его камнями, огромный корабль, специально построенный при Калигуле для доставки из Египта каменного обелиска. Также при Клавдии на северном берегу Тибра в 4 км от старой гавани появилась новая искусственная гавань, так называемый Порт (Portus).

Устье Тибра, Остия и Порт в античную эпоху. Современная реконструкция.

Траян в 113 году также предпринял работы в устье Тибра. Гавань Порта была значительно углублена и приобрела характерную шестиугольную форму. После перестройки общая длина остийских причалов превысила 6 км, что позволяло принять в гавани до 700 кораблей разом. На берегу были выстроены кирпичные здания складов, здесь же располагались торговые конторы и жилые помещения. Зерно и другие товары сюда перегружали прямо с кораблей, а затем везли вверх по Тибру на грузовых баржах и лодках. Чтобы миновать опасные мели в устье реки, был построен канал (Fossa Traiana), остатки которого британские археологи обнаружили в 2008 году. Помимо складских помещений, Остия располагала большим театром, храмом Августа, Капитолием, общественными банями, многочисленными тавернами и гостиницами. Здесь имелись администрация, отряд полиции и пожарная служба. Население города превышало 50 000 жителей.

Порт после его обустройства при Траяне. Современная реконструкция.

В Риме большинство грузов прибывали в район городского порта (Эмпорий), находившийся на левом берегу Тибра в западной части города сразу за Авентинским холмом. После 193 года до н.э. здесь возник район, плотно застроенный погрузочными причалами, складскими помещениями и огромными амбарами для хранения зерна (Horrea Sempronia, Galbana, Lolliana, Seiana, Aniciana). Наиболее заметным из всех сооружений являлся Портик Эмилия, который представлял собой гигантскую конструкцию из туфового камня и кирпича длиной 487 м, шириной 60 м и общей площадью 25 000 м2. Сводчатую крышу поддерживали 294 каменных столба, которые делили внутреннее пространство на семь продольных и 50 поперечных проходов шириной 8,3 м. Здесь хранились огромные запасы продуктов для жителей Вечного города. Раскопки на берегу Тибра в 1868–1870 годах выявили остатки древней набережной с множеством лестниц, пандусов, которые спускались к реке, и причальных столбов, к которым швартовались прибывавшие по реке суда.

Портик Эмилия, огромный продовольственный склад на берегу Тибра и в стороне от него — вершина Монте Тестаччо.

Необычным памятником расцвета торговли между I и III веками является 45-метровый холм Монте Тестаччо (Гора черепков), давший название прилегавшему району. Почти целиком он состоит из керамических обломков амфор, в которых в остийский порт поступали вино, оливковое масло, рыбный соус и другие продукты из провинций. Поскольку везти назад пустые амфоры было нерентабельно, их разбивали и утилизировали таким образом. Раскопки обнаружили определённый порядок в том, как были уложены черепки: отдельно донца амфор, отдельно горловины и ручки. Всего, по самым приблизительным современным подсчётам, здесь находятся остатки 25–50 млн глиняных амфор. Интересно, что около 30% найденной здесь керамики происходит из Южной Испании.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится