Эстетика шинуазри появилась в XVII веке и стала еще более популярна в XVIII-м благодаря активной деятельности Ост-Индской торговой компании и торговле Европы со странами Дальнего Востока.
Характерные черты шинуазри
Стиль шинуазри тесно переплетается со стилем рококо: оба характеризуются обильным декором, асимметрией, акцентом на материалы, а также стилизованным характером и тематикой приятного отдыха и наслаждений. Шинуазри фокусируется на предметах, которые европейцы колониальной эпохи считали типичными для китайской культуры. Мастера Англии и Италии, а позже и других европейских стран, повинуясь моде на восточную экзотику, стали вольно использовать декоративные мотивы, присутствующие на мебели, фарфоровой посуде и тканях, импортируемых из Китая. Затейливые узоры с драконами, фениксами, цветами, восточными пейзажами можно было встретить на веерах и зонтах от солнца, на табакерках, гобеленах и обоях.
Точка отсчета
Импульсом для расцвета стиля шинуазри послужила иллюстрированная энциклопедия Китая, составленная немецким монахом, ученым и изобретателем Афанасием Кирхером (1602 — 1680). Его труд «China illustrata» — «Китай разъяснённый» — увидел свет в 1667 году в Амстердаме, а в основу легли истории монахов-иезуитов, служивших в китайской миссии этого ордена.
Этот компилятивный обзор китайской, а также индийской культуры и традиций должен был, в первую очередь, продемонстрировать распространенность христианства на Востоке и отражал успехи Ордена иезуитов в миссионерской деятельности. Тем не менее, в нем нашлось место животному и растительному миру, исследованиям древних памятников, образу жизни, политической системе и другим аспектам жизни стран Востока. Богатые иллюстрации этого, в целом, научного издания, привели к его большой популярности, и к концу года был издан второй тираж. Два года спустя «Китай Разъясненный» в урезанном формате был переведен на английский Джоном Огилви.
Шинуазри: декор и фарфор
Китайский фарфор покорил европейских аристократов и стал несомненным признаком богатства семьи. Изящная, легкая, красиво расписанная посуда стала неотъемлемой составляющей чайных церемоний в каждой модной гостиной, а декоративные вазы украшали интерьеры знати и королевских дворцов. В 1708 году в Саксонии был воспроизведен рецепт фарфора, который до той поры считался величайшим китайским секретом, а в 1710 году в Мейсене открылась первая фарфоровая фабрика. В первые годы работы мастера и художники пользовались китайскими изделиями в качестве образцов, которые пользовались большим спросом. Богатые люди стали собирать собственные коллекции фарфора.
Шинуазри в архитектуре
Первый значимый архитектурный комплекс в стиле шинуазри — Фарфоровый Трианон (фр. Trianon de porcelaine) — был создан в 1670 году в деревушке Трианон, неподалеку от Версаля, для короля Франции Людовика XIV. Легкие каркасные здания были облицованы снаружи бело-синими керамическими плитками, расписанными в восточном стиле. Предполагается, что такое решение было данью захватывающим рассказам из книги Кирхнера о знаменитой фарфоровой башне Нанкина, которую считали восьмым чудом света. Конечно же, плитки были из фаянса, кровлю украшали фаянсовые же расписные вазы и фигуры амуров. Здания Трианона окружал прекрасный сад, очертания которого сохранились до наших дней. Фарфоровый Трианон, приют Людовика XIV и его фаворитки маркизы де Монтеспан, оказался недолговечным, и в 1687 году был снесен, а взамен был выстроен Мраморный Трианон.
Причуда французского короля быстро распространилась по европейским монаршим дворам. С той поры практически в каждой королевской резиденции обязательно была своя «китайская комната», гостиная или кабинет. Шинуазри сочетали с барокко и рококо, элементы декора богато золотили или лакировали, украшали инкрустациями и резьбой. Классическим цветовым решением был бело-синий, восточные фигуры и мотивы объединялись в ассиметричные композиции с присущей восточным художникам плоскостной отработкой перспективы.
Уильям Чемберс (1723−1796), сын торговца из Шотландии, подробно изучил китайскую архитектуру во время трех торговых поездок в Китай, которые осуществил в 1740-х годах вместе со Шведской Ост-Индской компанией. Став архитектором, Чемберс удачно адаптировал свои идеи к английскому стилю Палладио и стал главным архитектором истеблишмента. Его дружба с Георгом III привела к тому, что он в конечном итоге стал Контролером и Генеральным инспектором — по сути, архитектором Короны. Чемберс стал первым европейцем, который провел методические исследования китайской архитектуры и опубликовал их в своей оригинальной работе «Проекты китайских зданий, мебели, платьев, машин и посуды». Наиболее известным сохранившимся зданием, созданным Чемберсом, является пагода в Королевском ботаническом саду Кью.
Пагода Чемберса имеет высоту почти 50 метров и была построена в разгар интереса европейцев к культуре Дальнего Востока. Строительство 10-этажной пагоды продолжалось меньше года, а ее высота была такой ошеломительной, что современники Чемберса частенько задавались вопросом, сможет ли она устоять в принципе. Углы крыши украшали 80 резных драконов, которые через несколько лет были убраны, так как дерево сгнило. В 2018 году, после реконструкции, драконов вернули на крыши пагоды — верхние фигуры были выполнены на 3D-принтере, а нижние 8 фигур были вырезаны вручную английскими мастерами.
Рококо , шинуазри и художники
В изобразительном искусстве стиль шинуазри наиболее широко представлен в работах французских живописцев Антуана Ватто (1684 — 1721) и Франсуа Буше (1703 — 1770). Произведения Ватто похожи на детали традиционной росписи по фарфору. Фантазийные, похожие на версальские празднества, театрализованные картины Буше представляют европейское представление о Китае, его жителях и традициях — рококо на восточный манер.
Шинуазри оказало большое влияние и на моду. Большим шиком стали платья из натурального шелка. Восточные мотивы в платьях отражались не только в стилизованной вышивке, но и в крое рукавов — так называемый рукав-пагода. Аристократки принимали гостей в туфельках без задников — мюли, которые Мария-Антуанетта позже сделала обязательным элементом повседневной моды.
На портрете жены художника Франсуа Буше — Мари-Жанне Бюзо — шинуазри есть практически в каждой детали: рукава-пагода, туфельки-мюли, ширма в китайском стиле, на стене — вычурная полочка с фарфоровым чайным комплектом и китайской статуэткой.
Буше не только изображал яркие сцены из жизни Китая (на европейский, конечно же, манер), но и обожал все восточное, а также коллекционировал диковинные оригинальные декоративные вещицы из Китая и Японии. Его собрание было продано с аукциона в 1771 году, через год после кончины художника. Он также создал коллекцию картонов в стиле шинуазри для мануфактуры гобеленов Бове.
Мебельщик Чиппендейл в рамках шинуазри
Гениальный английский резчик по дереву, англичанин Томас Чиппендейл (1718 — 1779), был знаменит не только своей мебелью, но и оставил потомкам «Руководство для дворянина и краснодеревщика» — классическую книгу с гравюрами продукции собственной мастерской. Мебель и картинные рамы Чиппендейла в стиле рококо с китайскими и готическими элементами легли в основу «английского» рококо. Еще одна книга, повлиявшая на стиль шинуазри — «Новые дизайны для китайских храмов» архитектора Уильяма Халфпенни, вышедшая в 1750 году, которая предварила работу Чиппендейла.
Складные ширмы были одним из самых популярных декоративных элементов интерьера, которые украшали рисунками в китайском стиле. Среди сюжетов в моде были сценки дворцовой жизни, птицы, цветы, пейзажи и романтические сцены из китайской литературы.
Стиль шинуазри пришелся ко двору и в России: в Екатерининском дворце была создана китайская голубая гостиная, объединившая классические элементы интерьера с богатыми расписными шелковыми обоями, привезенными из Китая. А в 1762 году Антонио Ринальди построил для Екатерины II Китайский дворец, часть архитектурного ансамбля Собственной дачи в Ораниенбауме. Несколько залов Китайского дворца отделаны в стиле шинуазри.
Шинуазри по сей день остается модным дизайнерским трендом. Причудливые, фантастические пейзажи и игривые расцветки помогают создавать интерьеры в декоративной эстетике Востока.