Судьба одного еретика, жившего в XVI веке
869
просмотров
Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.

«Сыр и черви» Карло Гинзбурга и микроистория

Долгое время историческую науку, а также людей, увлекающихся историей, интересовали политические события минулого. Во второй половине XX столетия происходит заметный сдвиг в этом направлении: исследователи обращают внимание на частные сюжеты, связанные с жизнью социума. Европейские ученые в этом плане хорошо преуспели, разобрав массу документов и хроник дабы попытаться восстановить картину общественной жизни Средневековья и раннего Нового Времени. На авансцену выходит социальная история, микроистория и история ментальности.

В этой связи следует вспомнить новаторскую работу итальянского историка Карло Гинзбурга под названием «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.». Книга увидела свет в 1976 году и произвела настоящую революцию в исторической науке. Историк, подобно следователю или детективу, детально изучил материалы инквизиционного суда по делу еретика Доменико Сканделла по прозвищу «Меноккио». Рассказы обычного мельника с необычными увлечениями рисуют наилюбопытнейшую картину мира низов средневекового общества. Подобный подход к анализу исторических документов оказался востребованным: французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри, работая с протоколами допросов церковного суда, воссоздал жизнь окситанской деревушки в XIV веке.

Брошенные мельницы в Сорренто.

Сканделла: мельник и вольнодумец

О главном персонаже сведений накопилось достаточно. Человек пережил два инквизиционных разбирательства и у следствия оказалось немало данных о еретике Меноккио.

Средневековые мельницы.

Доменико Сканделла родился около 1532 года (на момент допроса мельнику было 52 года) во фриульском селении Монтереале. К северо-востоку от Венеции он взял в аренду два земельных участка и две мельницы: работа позволяла ему прокормить своё семейство. Он, конечно, во многом прибеднялся, но сведения о приданом его дочери Джованны, которая пошла под венец спустя месяц после смерти отца составило 256 лир и 9 сольдо. Сумма по тем временам не то чтобы большая, но и явно недоступная для сельской бедноты.

В 1581 году Сканделла занял должность подеста (главы местной администрации с судебными функциями) в четырёх соседних сёлах. Он был неплохо образован: мог читать, считать и писать, а также спорить с учёным клиром. За свои смелые речи о боге и вере Меноккио угодил на скамью подсудимых к инквизиторам в 1583 году.

Его хаотичная картина возникновения мира была подобно сыру в молоке, в котором завелись черви. Как в мире возникли бог и ангелы. Среди них были Михаил, Гавриил, Рафаил и Люцифер. За гордыню последний поплатился изгнанием, а бог создал людей дабы заполнить свободные места.

Церковный суд.

Отношение к духовенству у него было резко отрицательным: прелатов и попов Сканделла откровенно не любил, считал их недалёкими, обвинял их во лжи и праздности. Дескать, священнослужители не должны пасти своё брюхо в роскоши. Воззрения мельника не были типичными для той эпохи: на волне Реформации были сильны довольно радикальные народные представления о религии, но Меноккио увлекался совершенно разной литературой.

В материалах допроса фигурируют и Библия на родном для подсудимого языке, и «История страшного суда», и «Декамерон» Боккачо, а также предположительно Коран. Книги он получал довольно быстро: покупал их на ярмарках, получал в дар или обменивал. На первом допросе Меноккио ещё сопутствовала удача: трудяга остался в тюрьме на два года, а после был выпущен за покаяние и отречение от своих идей.

В начале 90-х годов XVI столетия Доменико Сканделла вернулся в родные места и продолжил работать дальше и смог арендовать третью мельницу. Но от своих религиозных воззрений он в полной мере не отказался. Преследования и доносы продолжались, хотя инквизиторы не совсем понимали кем был человек по прозвищу Меноккио. Следствие долго искало зацепки и, наконец, парочка доносов дала ощутимый результат. Сначала своенравный мельник рассказывал крещёному еврею о том, что Евангелие было написано монахами и попами попросту от безделья. Позднее в трактире Доменико сквернословил и нецензурно высказывался по поводу Иисуса Христа.

Сожжение еретиков.

Встав перед церковным судом во второй раз в 1599 году, Меноккио вновь рассказал о своих идеях и уже считал себя чуть ли не учёным пророком. Пытки не дали результатов: сообщников мельник не выдал. А были ли они вообще? В своих речах Сканделла призывал расправиться с духовенством, но от этой идеи он в последствии отказался — думая о своих детях, он не хотел рисковать их будущим. Его «новый мир» был наполнен чудесами и обилием еды: эдакая реакция на успехи в Великих Географических открытиях.

Благодаря своей профессии Меноккио имел серьёзный вес в деревне и являлся авторитетом, но, к сожалению, сельский мыслитель нажил себе немало недоброжелателей. В тюрьме он писал письма с разъяснением своих идей, которые так и не были услышаны.

Итог был прост: болтун с довольно неординарными мыслями, мельник и подеста был казнён по велению Рима. Свидетельств против него была целая масса.

Казнь.

История Доменико Сканделла по прозвищу Меноккио — это нетипичный рассказ о картине мира представителя социальных низов. Это пример в меру успешного и предприимчивого человека из села, который имел неплохое образование и сформировавшийся нестандартный кругозор.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится