Вермеер в кино: Девушка с жемчужной сережкой и еще 4 самых популярных фильма с картинами загадочного художника из Дельфта
0
1,387
просмотров
Биография и творчество нидерландского художника Яна Вермеера — благодатное поле для сценаристов как художественных, так и документальных фильмов. Сведений о его жизни сохранилось не так уж и много, поэтому есть где разгуляться фантазии, не ограниченной достоверными фактами. Документалистов же больше привлекают теории вокруг необычайной фотореалистичности картин Вермеера: одни их выдвигают, а другие — с негодованием опровергают.

«Девушка с жемчужной сережкой» (Girl with a Pearl Earring, 2003)

Одному из самых знаменитых полотен посвящен самый крупный кинопроект в этом обозрении. Вряд ли среди читателей найдутся те, кто никогда не видел хотя бы фото Скарлетт Йоханссон в роли скромной служанки и по совместительству — модели Вермеера. Естественно, как и в случае с любым другим голливудским блокбастером, создатели кинокартины не преследовали цель изобразить историческую достоверность, тем более что в основу ленты легла одноименная книга-бестселлер Трейси Шевалье. Да и откуда взяться надежным фактам на полтора часа экранного времени, если об истории картины не известно вообще ничего: ни точного времени написания, ни личности девушки на картине, ни обстоятельств, в которых она создавалась.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

В любом случае, кинолента будет интересна не только любителям живописи. Чего только стоит Колин Ферт в роли Вермеера, да и роль Скарлетт Йоханссон в этом фильме критики причисляют к одной из наиболее достойных внимания в ее карьере. И глазу есть чем насладиться, и речь сейчас не об ирландском красавце Киллиане Мёрфи. Режиссер Питер Уэббер (в его послужном списке также числится кино «Ганнибал: Восхождение» о детстве и отрочестве доктора Лектера — гурмана и маньяка) явно стремился придать своему произведению черты живописи нидерландского художника.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

Благодаря кропотливой работе над светом, цветом и композицией в какой-то момент действительно начинаешь воспринимать фильм как ожившие картины Вермеера. А обстоятельный анализ того, в действительности ли является пресловутая жемчужная сережка тем, чем она кажется, ищите в другом месте.

Все работы Вермеера в Нью-Йорке (All The Vermeers In New York, 1990)

В фильме, название которого больше подходит для иллюстрированного каталога, полотна нидерландского художника играют роль как декораций, так и выступают в качестве глубокомысленных метафор. На их фоне происходит завязка сюжета и его кульминация, а также эпилог.

В зале музея Метрополитен перед картинами Вермеера встречаются два непохожих персонажа практически с разных планет. Биржевой брокер Гордон (Гордон Джозеф Вайс) знакомится с французской актрисой Анной (Эмануэль Шоле), потому что та напоминает ему героиню одного из женских портретов кисти нидерландца.

Кино, которое сначала притворяется романтической комедией, быстро превращается в едва ли не философскую притчу, где рынок ценных бумаг рифмуется с художественными галереями, торгующими произведениями искусства. Просмотр странной — пожалуй, в хорошем смысле слова — картины вызывает щемящую ностальгию по доинтернетной эпохе, когда судьбоносные сообщения еще записывали на автоответчик.

Главная героиня фильма "Все работы Вермеера в Нью-Йорке" и Ян Вермеер. Портрет молодой девушки, 1660-е

Поскольку фильм проходит по категории артхаус, режиссер выбрал в качестве ключевой не самую очевидную и раскрученную картину Вермеера. Девушка на полотне позирует, кажется, с точно такой же сережкой, как и героиня более известного холста.
Собрав хорошую критику, а также премии и номинации престижных фестивалей независимого кино, лента «Все работы Вермеера в Нью-Йорке» провалилась в американском прокате, не окупив даже потраченный на нее бюджет. Если судить по отзыву культового американского кинокритика Роджера Эберта, она оказалась просто слишком хороша для коммерческого рынка: «Если бы картина Джона Джоста шла с субтитрами на французском языке, я бы знал, к чему готовиться. Но встретить умный фильм на английском — огромная редкость».

Столкновение с судьбой (Brush with Fate, 2003)

Еще один фильм, снятый по книге-бестселлеру. Роман американской писательницы Сьюзан Вриланд «Девушка в нежно-голубом» (The Girl in Hyacinth Blue) рассказывает об истории одноименной вымышленной картины Вермеера, переходящей от владельца к владельцу при неизменно трагических обстоятельствах.

Главные роли в ленте исполнили две выдающиеся дамы: Гленн Клоуз и Эллен Бёрстин. Первая играет преподавателя истории, которая приглашает в гости нового учителя искусств из своей школы, чтобы показать ему картину, принадлежащую ее семье.

Многочисленные флешбэки иллюстрируют рассказ героини Гленн Клоузо драматических событиях, происходивших в Нидерландах в разное время начиная с середины 17 века, которые вынуждали владельцев неизменно расставаться с роковым полотном (включая самого художника). Последняя история касается непосредственно героини, вернее, ее отца — бывшего нацистского функционера — и ставит ее перед сложным морально-этическим выбором.

"Девочка в гиацинтово голубом" Джонатан Джейсон, картина выполнена в стиле и технике выдающегося голландского художника 17-го века Яна Вермеера.

Примечательно, что картину «Девушка в нежно-голубом» для съемок фильма написал в стиле Вермеера Джонатан Дженсон — создатель и автор крупнейшего сайта, посвященного творчеству нидерландского художника — Essential Vermeer.

Вермеер Тима (Tim's Vermeer, 2013)

Американцы ухитряются даже документальный фильм превратить в остросюжетный блокбастер. Так и произошло в случае с кинолентой о том, как изобретатель и основатель компании NewTek Тим Дженисон попытался написать точную копию картины Вермеера, не имея художественного образования. Он отталкивался от популярной теории британского художника Дэвида Хокни, предположившего, что внезапный рост мастерства живописцев во времена Вермеера был связан с изобретением и применением ими приспособлений типа вогнутых зеркал, позволяющих улавливать изображение не хуже современного фотоаппарта, и камеры обскура.

Тим Дженисон проверяет гипотезу с зеркалом

При помощи нехитрого приспособления с зеркалом Тиму удается написать маслом достаточно убедительную копию фотографии своего отчима. Воодушевленный результатом, он решает, что ему будет под силу копировать и полотно Вермеера — но не по фотографии, а с натуры, дублирующей оригинал.

Дженисон находит и обставляет подходящее помещение и параллельно делает неплохую рекламу своей компании, выпускающей программное обеспечение для 3D-моделирования. При помощи 3D-принтера он изготавливает необходимые детали для антуража с картины Вермеера «Урок музыки».

Урок музыки Ян Вермеер 1665

В процессе написания картины, который занял семь месяцев, Дженисон обнаружил некоторые странности на работе Вермеера, которые, как он считает, подтверждают теорию об использовании художником подручных средств. В частности, присутствие на полотне хроматической аберрации и глубины резкости, которые могут «увидеть» линзы, подобные тем, что используются в фотоаппаратах, но не человеческий глаз.

Кадр из фильма «Вермеер Тима»

Дэвид Хокни и британский архитектор Филип Стедман (автор книги «Камера Вермеера») были удовлетворены результатом работы Тима, назвав его картину «документальным подтверждением» их теорий. Но нашлись и несогласные. Арт-критик Джонатан Джоунс ответил разгромной статьей в The Gardian, где обвиняет Дженисона в том, что тот занимался, по сути, копированием постера с репродукцией, а не самого шедевра Вермеера, ведь оригинал находится в Букингемском дворце и не был в его распоряжении.

Результат семимесячного труда Тима Дженисона: «почти» Вермеер

Как и другие критики теории Дэвида Хокни, в качестве главной претензии Джонс предъявляет игнорирование ее сторонниками самой природы человеческого гения. Он пишет, что глаза Вермеера и его способность видеть вещи не были такими, как у обычных людей. И также напоминает, что Теллер и Пенн — режиссер и продюсер фильма «Вермеер Тима» — составляют популярный на американском телевидении дуэт фокусников-иллюзионистов.

Вермеер: мастер света (Vermeer: Master of Light, 2001)

Наиболее скрупулезный и эстетичный документальный фильм, посвященный творчеству Вермеера, который, в противоположность предыдущему, фокусируется на гениальных навыках художника в построении композиции, его работе с цветом и светотенью. Ценен крупными наездами камеры на оригинальные картины, позволяющие рассмотреть их в мельчайших подробностях, включая затейливые кракелюры.

«Вот нельзя просто так взять и написать точную копию Вермеера», — как бы намекает Дэвид Булл, старший консультант Национальной галереи искусства в Вашингтоне — один из многих авторитетных экспертов, мнения которых представлены в фильме.

Автор сценария и режиссер Джо Кракора проделал фантастическую работу по исследованию картин Вермеера с применением компьютерных технологий, инфракрасного излучения и рентгена. Его усилия оценены номинациями на американскую телевизионную премию «Эмми» в категориях «Выдающееся индивидуальное достижение: режиссура» и «Выдающийся графический дизайн и художественная постановка» (получил приз за вторую).

Принципы композиционного построения на полотнах Вермеера в фильме наглядно иллюстрированы анимированной компьютерной графикой.

Немаловажный бонус для зрителя: закадровый текст читает актриса Мерил Стрип, чей голос гипнотизирует не меньше, чем картины Вермеера, медленно проплывающие на экране. Так что если есть возможность смотреть фильм в оригинале или с субтитрами — не лишайте себя этого удовольствия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится