Жизнь и деяния святителя Феогноста Московского, митрополита Киевского и всея Руси
501
просмотров
Митрополит Феогност (? — 11 марта 1353, Москва) — святой, митрополит Киевский и всея Руси. Грек, ученый монах. Автор поучения и грамоты. Преемник святителя Петра (умер 21 декабря 1326 г.), первого русского митрополита, избравшего Москву местом первосвятительской кафедры.
Свт. Феогност, митр. Московский. Деревянная скульптура XVII в. Репродукция по кн. Русская деревянная скульптура, М., Изобразительное искусство, 1994.

Во все время своего правления был полным единомышленником великого князя Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого. Получив посвящение в Константинополе в 1328 году от патриарха Исайи, Феогност поселился в Москве. Принявший на себя управление русской митрополией, святитель много сил приложил к устроению церковной жизни, особенно, юго- и северо-западной Руси.  Митрополит Феогност употреблял все меры, чтобы, с одной стороны, содействовать московскому князю, а с другой, — чтобы в других русских епархиях, находящихся теперь в Литовском и Польском княжествах, сохранить единство веры.

В 1329 году митрополит Феогност силой церковной анафемы вынужден был смирить псковичей, укрывавших опального тверского князя Александра Михайловича, навлекшего на себя гнев хана Узбека. Псков усиливал недовольство в Орде, что вынудило святителя пойти на крайнюю меру и закрыть в городе все церкви. Князь Александр уехал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь.

После этого, было прислано к Ивану Калите посольство во главе с псковским посадником Селогой. Иван Калита утвердил мир с ними, а Феогност благословил. Через полтора года князь Александр воротился и стал княжить в Пскове. Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего Арсения и послали его для посвящения к митрополиту, но Феогност отказал им в этом. Когда же (в октябре 1339 г.) князь Александр был замучен в Золотой орде вместе с сыном Феодором, митрополит встретил их тела во Владимире, отпел  и отправил в Тверь.

Подобно своим предшественникам, Феогност предпринимал путешествия по своей митрополии. В Орду Феогност ездил два раза.

Капков Я. Ф. Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу

Во вторую поездку в 1342 году ему пришлось ездить в Орду, отстаивая права и льготы, которыми прежде пользовалось русское духовенство и которые хотел было уничтожить хан Джанибек. Кто-то сказал хану Джанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Раздав татарам все свои личные сбережения, митрополит отказался собирать дань с церковников, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 17).

Даже подвергнутый истязаниям митрополит не уступил ордынцам и настоял на том, чтобы хан утвердил за церковью все прежние льготы новым ярлыком. Кроме ханского ярлыка, Феогност вывез из Орды еще ярлык от ханши Тайдулы, данный ему в знак ее покровительства.

По возвращении святителя в Москву, страшный пожар (четвертый в его правление) опустошил Москву, и митрополит, оставшийся практически без средств, в следующем же году начал восстанавливать церкви.

При Феогносте митрополит Пётр был причислен к лику святых.

Феогносту удалось закрыть открытые было митрополии литовскую и галицкую, но последняя в 1337 — 38 гг. вновь была открыта и существовала до 1347 года.

Святители Фотий, Феогност и Киприан, митрополиты Московские

В 1346 г. Феогност ставил епископа в Ростов. В 1348 — 49 гг. снова ездил в Галицкую землю. После этого был в Костроме и держал там собор, о котором известно только то, что на нем был разрешен спор между рязанским и сарайским епископами о границах их епархий.

В 1351 г. он благословил на суздальскую кафедру епископа Даниила, бывшего под запрещением «за некую вину». В начале декабря 1352 г. ставит своего наместника Алексия во епископа владимирского.

В 1352 году, когда некий инок Феодорит прибыл в Константинополь, желая занять кафедру Русской митрополии и уверяя, что митрополит Феогност скончался. Добившись желаемого в Тырнове от патриарха Болгарского, новоявленный русский митрополит поселился в Киеве, но был вскоре осужден цареградским патриархом и другими иерархами. Именно последнее обстоятельство вынудило митрополита Феогноста и великого князя Симеона поспешно отправить своих послов к патриарху и греческому императору с просьбой о поставлении, в случае его смерти, в русские митрополиты не грека, а того лица из русских, которое будет прислано от великого князя.

В 1353 г., перед самой смертью его, в Москве состоялось какое-то совещание великого князя с князем суздальским «про причет церковный».

Благословением митрополита Феогноста был освящен подвиг преподобного Сергия Радонежского. Незадолго до смерти святителя юный отшельник Варфоломей обратился к нему с просьбой устроить в Радонежских лесах церковь во имя Пресвятой Троицы.
Скончался святитель  11 марта 1353 года от моровой язвы, жертвой которой стали также великий князь Симеон Гордый и его малолетние сыновья.

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Погребён в Успенском соборе рядом с митрополитом Петром. В 1471 году мощи святителя были обретены нетленными. В 1475 г. гроб митрополита Феогноста был вынесен из Успенского собора, на время перестройки последнего, в церковь св. Иоанна под колоколами и возвращен на прежнее место 27 августа 1479 г. По сообщению летописи, в 1474 г. при гробе Феогност получил исцеление некий человек; в XIX веке состоялась церковная канонизация.

Греческий историк Никофор Григора сообщает, что митрополит Феогност, получив определение константинопольского собора 1341 г. с изложением учения о несотворенности Фаворского света, не согласился с этим учением и написал по поводу его многие пространные укоризны и обличения, которые доставил патриарху и епископам. В настоящее время известно только одно сочинение — поучение на русском языке «к духовным чадом… о божественных писании, о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещанно… и якоже недостойнии приходять к божественным таинам, в муку себе в нетерпеливую в вергуть, и како подобает чтити честнаго и животворящаго креста».

В древнее время главное украшениегородов составляли храмы, поэтому Москва стала застраиваться каменными церквами. Продолжая постройку заложенного еще при митр. Петре  Успенского храма, Феогност в 1329 г. построил две каменные церкви— ап. Петра и Иоанна Лественика; в 1330 г. князем заложена была каменная церковь Спаса на Бору; в 1333г. им же построена каменная церковь Архангела Михаила. Той же цели возвышения Москвы — и одновременно митрополичьей кафедры — служило и прославление митрополита Петра, первого митрополита,жившего и погребенного в ней.

Колокольня Ивана Великого и церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле. 1600 г.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится