Жизнь и деяния святителя Петра Московского, митрополита Киевского и всея Руси
603
просмотров
Митрополит Петр (? — 1326) — Митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325) постоянное местопребывание в Москве. Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается (по юлианскому календарю): 24 августа, 5 октября (Собор Московских святитетлей), 21 декабря.
Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

Житие митрополита киевского Петра небогато биографическими данными. Мы узнаем только, что он родился на Волыни, семи лет был отдан в книжное учение; сначала учился плохо, а потом после одного чудесного видения во сне стал показывать необыкновенные  успехи. Двенадцати лет он вступил в монастырь, где научился иконописному искусству. Потом Петр удалился в одно пустынное место, основал собственную обитель и сделался ее игуменом. Князья и вельможи вскоре начали оказывать ему особый почет.

Положение во гроб. Северные письма. XV в. Третьяковская галерея

Скончавшийся в 1305 митрополит Максим был погребен во Владимире на Клязьме, куда он переехал из ослабевшего Киева в 1299. После его кончины митрополичьей кафедрой с согласия великого князя Михаила Ярославича, завладел некий игумен Геронтий. Он отправился в Царьград для поставления в митрополиты. В то же время Юрий Львович, князь Галича и Волыни, после смерти Максима задумал устроить особую Галицко-Волынскую митрополию. В 1302 или 1303 Константинополь согласился возвести Галицкую епископию на степень митрополии. Первым галицким митрополитом был Нифонт. Он умер почти одновременно с митрополитом Максимом, и Юрий Львович послал в Константинополь к патриарху Афанасию уважаемого игумена Петра для посвящения в преемники Нифонта. Выехавшего с Северо-Восточной Руси Геронтия противные ветры задержали в море, и Петр прибыл в Константинополь ранее него. Патриарх Афанасий рукоположил Петра, дав ему обычный титул митрополита «Киевского и всея Руси». Когда вслед затем прибыл Геронтий, патриарх отобрал у него все священные принадлежности архипастырского достоинства и передал Петру (1308 г.). Новопоставленный митрополит Пётр первое время пробыл в Киеве, но потом, по примеру Максима, утвердил свое пребывание во Владимире-на-Клязьме (с 1309). Отсюда он совершал многотрудные странствования по русским областям для устроения церковного порядка, причем старался воздерживать беспокойных князей от их распрей за волости.

В северной Руси часть духовенства, по‑видимому, была недовольна возведением на митрополичий престол галицкого кандидата. Главным противником ему явился тверской епископ Андрей, сын полоцко-литовского князя Герденя, который, видимо, на основании своего знатного происхождения рассчитывал сам занять митрополичью кафедру. К патриарху византийскому был отправлен какой-то важный донос на Петра. За всеми этими интригами стоял Михаил Ярославич Тверской, недовольный тем, что в Константинополе отвергли его прежнего кандидата Геронтия. Патриарх прислал ученого клирика для разбора дела Петра с русским духовенством.

«Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс

В Переяславле-Залесском состоялся церковный собор (1310 или 1311). Когда прочтена была обвинительная грамота, и поднялись прения и шум, Петр предложил добровольно сложить с себя сан. Но дело кончилось обличением клеветников, а Андрею Герденевечу Петр сказал: «мир ти о Христе чадо, не ты сотворил сие, но изначальный завистник рода человеческого, дьявол». В связи с этим собором находилось также обличение новой ереси, зачинщиком которой явился один новгородский протопоп: он учил о погибели земного рая и хулил монашество, так что, увлеченные им многие иноки покинули монастырь и вступили в брак. На соборе Переяславском присутствовали тверские княжичи Дмитрий и Александр и брат Юрия московского, Иван Калита, сидевший тогда на Переяславском уделе. По всем признакам он держал сторону митрополита, а во главе противников последнего стоял тверской епископ, поддерживаемый своим князем. Скорее всего, здесь и завязалась дружба Петра с Иваном Калитой, которая впоследствии так помогла возвышению Москвы. Когда вскоре великий князь Михаил Ярославич вздумал отнять Нижний Новгород у потомков Андрея Городецкого, митрополит Петр наложил церковный запрет на дальнейший поход. Дмитрий Михайлович едва добился, чтобы митрополит «разрешил» его и вернулся домой без успеха (1311?).

В последующие годы митрополит Пётр всё теснее сближался с московскими князьями. Уже в начале правления Ивана Калиты (1325–1341), ещё до окончательно торжества Москвы над Тверью, центр русской митрополии перешёл из Владимира в Москву. Пребывание митрополита в Москве сильно поднимало значение этого города, сообщив ей значение церковной столицы не только Северной, но и Южной и Западной Руси.

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Формального переселения собственно не было; просто во время своих объездов русских областей митрополит Пётр все реже возвращался во Владимир, все долее гостил в Москве. Достигнув старости, он начал думать о том, где будут положены его кости. Предшественник его Максим был погребен во Владимирском Успенском соборе. Если Петр желал утвердить митрополию в Москве, то надобно было позаботиться о сооружении в ней достойного соборного храма, в котором он мог бы найти себе успокоение. По словам его жития, митрополит Петр начал просить Ивана Калиту (тогда еще не получившего ярлык на великое княжение) воздвигнуть в Москве такой же каменный собор во имя Успения Богородицы, какой был во Владимире. Митрополит Киприан, при этом влагает в уста Петру такое пророчество: «если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой, и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители будут обитать в нем и руки его взыдут на плеща врагов его».

Иван Калита заложил каменный Успенский храм в Московском Кремле, летом 1326 г. Едва выведено было основание и едва митрополит Петр успел приготовить в стене нишу с гробницею для себя, как он скончался в декабре того же года, и был погребен в этой гробнице. На следующий год Успенский храм был окончен, хотя он ни размерами своими, ни украшениями далеко не мог равняться с созданием Андрея Боголюбского и Всеволода III. Художество русское, достигшее замечательного развития в первой половине XIII века, было задавлено варварским игом. Преемником Петра  избравшего Москву местом первосвятительской кафедры стал митрополит Феогност.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится