Раскол в рядах передвижников
Тяжелой утратой для товарищества передвижников был уход из жизни Ивана Крамского, возглавлявшего объединение свободных художников из самого его основания, позже не стало и Николая Ярошенко, которого называли «совестью» товарищества. Однако самым сильным ударом, произошедшим на рубеже двух столетий и расколовшим ТПВХ был выход из его состава талантливых молодых художников Валентина Серова, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова и некоторых других талантливых живописцев.
Ну а полный распад передвижничества пришелся на 1923 год, когда страна, пережив тяжелые революционные годы, начала строить новую жизнь. В те буреломные годы одни из передвижников, не принявшие революцию эмигрировали за рубеж; иные - оставшись, не смогли найти свое место в новом государстве и доживали свой век в нищете и безызвестности; а были и такие, которые оказались на гребне волны новых событий и продолжали творить в духе времени, добывая славу и себе и отечеству.
Среди них и оказался Николай Касаткин - один из наиболее значительных русских мастеров, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России». В его картинах будто в кадрах фотографа, отразилась история жизни простого русского населения, пережившего и Первую Мировую и череду революций.
Художник стал первопроходцем среди плеяды передвижников еще в конце 19 века, создавших целую галерею типажей простых рабочих, крестьян, революционеров. За что снискал авторитет и уважение нового правительства и был возведен в патриархи соцреализма в живописи. Он стал первым художником, удостоенным в 1923 году звания «народный художник Республики» и получил членство во вновь созданной «Ассоциации художников революционной России».
Творческий путь художника
Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравера Алексея Касаткина. А с четырнадцати лет оттачивал мастерство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения - большой серебряной медали и звания высококлассного художника.
К сожалению, Николаю не посчастливилось продолжить образование в Академии художеств из-за болезни отца и финансовых проблем в семье. Хотя, спустя годы, в 1903 году он станет действительным ее членом и будет удостоен звания академика.
Острая тема тяжелой жизни и быта многострадального простого народа очень глубоко была развита в творчестве художника еще задолго до революционного переворота в России, ибо с детских лет Николаю, жившему с родителями в рабочем квартале Москвы, приходилось наблюдать все тяготы жизни простых работяг, их жен и детей. Они-то и стали главными героями его полотен, которые одно за другим напишет художник после окончания училища.
И благодаря которым в 1891 году Николай Алексеевич будет принят в ряды передвижников. А Товарищество в лице молодого художника приобретет активного и верного до конца своего существования деятеля.
Вплоть до самой революции 1917 года Касаткин в стенах родного училища будет преподавать живопись. И наряду с этим, работая в крупнейшем российском издательстве на протяжении тридцати лет, примет активное участие в создании «Русской истории в картинах».
В 1924 году по направлению ЦК был командирован за границу в качестве художника- корреспондента, чтобы запечатлел жизнь пролетариата в буржуазных странах. Однако пробыл там совсем не долго. Не сложилось...
В 1930 году Николай Касаткин неожиданно умер прямо на рабочем месте, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»).