Афродита Анадиомена: кто она такая и почему ее изображают голой?
0
2,772
просмотров
Одно из самых знаковых представлений богини Афродиты, известное как Афродита Анадиомена, являлось весьма популярным сюжетом для классических картин эпохи Ренесанса и Нового времени.

Но кто же такая Анадиомена и почему согласно иконографической традиции ее изображают именно голой?
«Рождение Венеры» (Афродита Анадиомена). Жан-Леон Жером, 1890 год.

Ответ на этот весьма любопытный вопрос кроется в древнегреческой мифологии.

В древние времена греки считали, что Афродита (богиня любви и красоты) родилась сразу как взрослая женщина, от семени и крови бога Урана попавших в море.

Любовной власти Афродиты подчинялись как люди, так и боги, и она безжалостно наказывала тех, кто отвергает данную любовь.

Афродита Анадиомена (в буквальном смысле с греческого: Афродита из моря) является весьма популярном образом богини в момент рождения.

Афродита Анадиомена и Венера Анадиомена - один и тот же персонаж.

«Рождение Венеры». Александр Кабанелем, 1863 год.

Принято считать, что первое художественное изображение Анадиомены было создано еще в IV веке до нашей эры известным древнегреческим живописцем Апеллесом (являвшимся помимо прочего еще и другом Александра Македонского). Местом нахождения произведения первоначально был храм Асклепия на острове Кос.

Фрагмент фрески из Помпеи. Предположительно середина I века.

К сожалению, оригинал картины был утрачен еще в древние времена, но описание произведения было включено в энциклопедию «Естественная история» составленную около 77 года до н. э. Плинием Старшим, благодаря чему дошло до нашего времени.

Оригинальная Венера была столь популярна, что по всей Римской империи создавались многочисленные копии произведения, в том числе и в виде фресок, некоторые из которых и были обнаружены при раскопках в городе Помпеи.

Венера, рожденная морем. Фреска из города Помпеи.

Образ Анадиоменены считается одним из немногих, сохранившихся с древних времен до настоящего времени без принципиальных изменений.

Следует отметить и стремление Ренессансных художников, читая Плиния подражать Апеллесу, и даже превзойти его, что вполне прослеживается по картинам многих известных художников начиная с XV века.

Одними из первых были Боттичелли, Тициан и Рубенс.

«Венера Анадиомена». Тициан Вечеллио, 1520 год.

Примечательно, что выдающийся историк и теоретик искусства Эрнст Гомбрих рассматривал картину Апеллеса как произведение, определившее развитие всего европейского изобразительного искусства.

А одну из своих известных книг, посвященных живописи эпохи Ренессанса, он так и назвал — «Наследие Апеллеса».

«Рождение Венеры». Боттичелли, 1482—1486 год.

Чрезвычайный консерватизм в изображении Анадиомены, возможно, объясняется тем, что культура последних языческих веков достаточно долго оставались жизнеспособной. Однако, вероятней всего, привлекательность самого образа сыграла в этом ключевую роль.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится