Абстрактный экспрессионизм нельзя назвать однородным художественным течением. Напротив, это направление объединяет множество разнообразных стилей, методов и техник, которые его сторонники использовали для написания произведений.
История абстрактного экспрессионизма
Абстрактный экспрессионизм в качестве полностью сформированного направления в живописи появился лишь в 40-х годах ХХ века, но его истоки в мировой культуре можно обнаружить гораздо раньше.
Впервые термин «абстрактный экспрессионизм» был представлен на суд широкой публики на страницах журнала Der Sturm для обозначения художественного стиля немецких экспрессионистов еще в 1919 году. А спустя 10 лет, первый директор Нью-Йоркского Музея Современного искусства Альфред Барр (Alfred Barr) применил этот термин по отношении к творчеству основателя абстракционизма Василия Кандинского. Но тогда название так и не прижилось в кругах искусства.
У абстрактного экспрессионизма можно обнаружить множество стилистических совпадений с разными авангардными течениями начала ХХ века. По эмоциональной напряженности произведений он близок немецкому экспрессионизму, футуризму и синтетическому кубизму. Из сюрреализма движение заимствовало стремление к спонтанному отображению в картинах глубин подсознания.
В начале 1940-х гг. в США возникли очевидные предпосылки для появления нового художественного движения. В те времена, спасаясь от преследований нацистов, в Америке поселились многие видные европейские художники-авангардисты, которые оказали заметное влияние на мировоззрение местных мастеров живописи.
Начало Второй мировой войны привело к кризису традиционных человеческих ценностей, в том числе, в сфере изобразительного искусства. Это неизбежно отразилось на творческих личностях, многие из которых начали искать новые, революционные способы самовыражения.
Колыбелью нового художественного движения стал Нью-Йорк, где жили и работали большинство будущих основоположников абстрактного экспрессионизма. В 1948 году 15 живописцев-единомышленников, объединившись, устроили бойкот выставке в Музее Современного Искусства. Журналисты издания Life назвали бунтарей The Irascibles — «Раздраженные», а критики — абстрактными экспрессионистами.
С момента возникновения новое движение было весьма разнородным. Джексон Поллок (Jackson Pollock) стал основоположником «Живописи действия», Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) предпочитал работать в манере гротескного фигуративизма, а Марк Ротко (Mark Rothko) изобрел «Живопись цветового поля». Эти художественные техники значительно отличаются между собой с эстетической точки зрения, но их объединяют общие цели и идеи, а также предельная непосредственность самовыражения автора.
Именно благодаря абстрактному экспрессионизму Нью-Йорк со временем превратился в один из самых влиятельных центров мирового изобразительного искусства. У движения появилось множество последователей в странах Европы, но большинство его сторонников жили и работали в США.
Абстрактный экспрессионизм, как и подобает ультрасовременному художественному движению, недолго оставался в центре внимания мировой публики. Уже к концу 1950-х интерес к нему быстро исчез, а работы сторонников перестали привлекать критиков. Но он оказал огромное влияние на последующие поколения художников и стал надежным фундаментом современного американского искусства.
Отличительные особенности абстрактного экспрессионизма
К основным отличительным особенностям абстрактного экспрессионизма можно отнести:
- Полное отсутствие на картинах предметов реального мира.
- Сильная эмоциональная напряженность произведений.
- Отказ автора от четко структурированной, состоящей из отдельных элементов композиции в пользу единого фонового поля картины.
- Огромные размеры большинства произведений.
Знаменитые художники — абстрактные экспрессионисты
Среди наиболее известных художников — абстрактных экспрессионистов особо выделяются:
- Джексон Поллок — основоположник оригинальной художественной техники «Живописи действия». Поллок создавал свои картины путем разбрызгивания краски на горизонтально расположенный холст. Гениальный художник погиб в возрасте 44 лет в автомобильной катастрофе.
- Виллем де Кунинг — художник голландского происхождения, прославившийся фигуративными абстракциями. Для его манеры характерно использование резких широких мазков и светлой палитры красок. Вместе с Дэвидом Хокни (David Hockney) в 1988 году де Куннинг стал первым лауреатом престижной Императорской премии Японской Ассоциации искусств.
- Марк Ротко — изобретатель живописи цветового поля, автор знаменитой серии «мультиформ». Ротко отказывался признавать свои картины абстракциями и принципиально не присваивал своим произведениям оригинальные названия.
- Барнетт Ньюман (Barnett Newman) — художник, получивший широкое признание только к 60 годам, собственноручно уничтоживший все свои ранние работы. Создатель оригинальных хроматических абстракций и высоко духовный человек, черпавший вдохновение в еврейском мистицизме.
- Аршил Горки (Arshile Gorky) — великий мастер живописи, чудом спасшийся в детстве от смерти во время геноцида армян в Османской империи. Он эмигрировал в США еще четырехлетним ребенком и покончил жизнь самоубийством в 1948 году.