Она сыграла больше 60 ролей в театре и всего 15 ролей в кино. При этом для большинства зрителей она так и осталась актрисой одной роли. А ведь именно благодаря ее участию в съемках киносказка появилась на экранах. Точнее, благодаря романтической истории, случившейся за кадром…
Лианой ее называли только коллеги, ведь в близком кругу у нее было другое имя. Актриса рассказывала: «Бабушка придумала мне два имени: одно официальное – Лиана – и второе домашнее – Гуля, Гулико. Второе попроще, но пока мы в первые мои годы жили в Тбилиси (во мне есть грузинская кровь по папе), Лиана было более адекватно. Но я так всю жизнь Гулей и хожу, Лианой себя не ощущаю. Лиана – это что-то такое ползучее, таинственное, а Гуля – простое, сердечное. Ведь Гулико по-грузински и есть «сердце». Лиана всегда была артистичной и с 6 лет устраивала для гостей домашние представления, в которых играла все роли сразу.
Окончив ЛГИТМиК, она стала актрисой Ленинградского ТЮЗа, на сцене которого выступает и по сей день. В 23 года Лиана Жвания дебютировала в кино, и первая же роль стала главной, принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной карточкой. Это была королева в киносказке «Двенадцать месяцев». Сценарий фильма режиссер Анатолий Граник написал по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. Это произведение было написано во время войны, в 1942-1943 гг., и воплощало веру писателя в то, что добро всегда побеждает. Замечательная сказка дарила надежду на лучшее и заставляла поверить в то, что любые чудеса могут случиться с теми, кто в них верит. Главную идею этой пьесы Лиана Жвания видела в том, что «зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты».
В главных ролях режиссер решил снять никому не известных актрис, чьи лица еще не успели «засветиться» на экранах и не ассоциировались с другими ролями. Лиана Жвания на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. О своих пробах она вспоминала: «Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву... Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза... Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички».
Образ киногероини режиссер обсуждал с актрисой во всех деталях, чтобы он не получился схематичным и плоским. Он объяснил ей, что королева капризна, потому что она совсем юная, выросла сиротой, при дворе ее окружают лишь лицемерные и лживые люди, а единственный человек, который вызывает у нее уважение, – это старый профессор, но ее утомляют его постоянные нравоучения. Юная актриса прислушивалась ко всем советам режиссера и исполняла его рекомендации беспрекословно. Возможно, поэтому ее кинодебют и оказался таким удачным.
Консультантом фильма стал сын писателя Иммануэль Маршак. Именно благодаря ему «Двенадцать месяцев» и вышли на экраны, ведь киносказку собирались положить на полку – цензура увидела в нем политическую неблагонадежность. В пьесе затрагивалась тема взаимоотношений власти с народом, глашатай пел песню:
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: «Не цветет!»
Королева собирается издать новый закон природы, согласно которому апрель наступит вместо января, а сама шагу не может сделать без солдата в заснеженном лесу. И братья-месяцы говорят о том, что не солдат состоит при королеве, а наоборот. После того, как мачеха с дочкой превращаются в собак, королева интересуется, можно ли ее собачек, которые ходят перед ней на задних лапках, превратить в людей, а Январь отвечает: «Нет, уж если они на задних лапках ходят, людей из них не сделаешь». Чтобы убедить худсовет в том, что в подобных эпизодах не было никакого политического подтекста, Иммануэль Маршак ездил вместе с режиссером к киночиновникам и сумел отстоять этот фильм.
Боролся за выход фильма на экраны сын Маршака и еще по одной причине: он был очарован исполнительницей роли королевы и говорил, что именно такой его отец и представлял эту героиню. Лиана Жвания называла встречу с Иммануэлем главным чудом в своей жизни и рассказывала: «Сейчас уже, спустя 45 лет, могу сказать: так, как меня любил Иммануэль Маршак, меня никто не любил. Он был намного старше. Мне 21 год, ему – за 50. Доктор наук, физик, изобретатель. Одно из его изобретений – мигающая красная лампочка, которую мы видим, когда летит самолет. А еще он первым перевел на русский язык романы известной английской писательницы Джейн Остин. У нас была платоническая любовь. До сих пор храню его письма со стихами. Иммануэль Маршак любил меня беззаветно. Говорил, что я создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. Встреча с этим человеком стала для меня тогда мощным духовным зарядом и является таковым по прошествии многих лет».
После того, как фильм вышел на экраны, зрители засыпали Лиану Жванию мешками писем, часто ей писали целыми семьями. Даже спустя годы после спектаклей к ней подходили и спрашивали: «Это ведь вы играли королеву?» Но, к сожалению, Лиана Жвания так и осталась в кино актрисой одной роли. После своего дебюта она снималась очень мало и появлялась на экранах, в основном, в телеспектаклях. В начале 2000-х гг. она сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах и сериалах, но в ней уже никто не узнавал ту самую королеву из «Двенадцати месяцев».
Сама актриса причины своей непродолжительной кинокарьеры объясняла так: «Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика».
И хотя яркая кинороль в ее творческой судьбе так и осталась единственной, Лиана Жвания и по сей день для многих зрителей остается одной из самых красивых принцесс советского кино.