Но сама она считает, что поводов для гордости у нее немного, особенно среди работ, которые ее прославили, не любит повышенного внимания к себе и невысоко оценивает современный кинематограф.
Будущая звезда экрана появилась на свет в 1949 г. в семье военного инженера. Ее отец сразу после окончания школы ушел добровольцем на фронт, дошел до Германии, где освободил из плена белорусскую девушку, и вскоре они поженились. Через полтора года у них родилась Ирина. Ее воспитывали в строгости – о свиданиях и танцах она и мечтать не могла, даже на каток ходила только в сопровождении мамы. До 10-го класса Ирина играла в куклы.
Долгие годы в ее актерский талант никто не верил – ни в один из столичных театральных вузов ее с первого раза не приняли, а работа нашлась только в студии при Детском театре, на сцене которого она выступала на протяжении 7 лет. Зато ее личная жизнь, в отличие от творческой, складывалась намного успешнее: в 1973 г. Муравьева вышла замуж за режиссера Леонида Эйдлина и родила двоих сыновей, что всегда считала самым большим счастьем в своей жизни. Семья стояла для нее на первом месте и тогда, когда ее еще никто не знал, и в те времена, когда к ней пришла всесоюзная слава. Интересно то, что все члены этой удивительной семьи родились в одном месяце: 2 февраля – муж, 6-го – младший сын, 8-го – сама Ирина, 15-го – старший сын.
У многих зрителей Ирина Муравьева до сих пор ассоциируется с Людмилой из фильма «Москва слезам не верит», что очень огорчает актрису – она считает свою героиню «грубой и пошлой женщиной», полной своей противоположностью. Она не раз говорила о том, что Жанна Болотова и Анастасия Вертинская поступили мудрее нее, отказавшись от этой роли. Во время озвучивания фильма Муравьева очень расстроилась, увидев себя на экране: «А после рабочего просмотра фильма я и вовсе рыдала от обиды, потому что моя Людмила казалась мне наглой, грубой и неотесанной провинциалкой, то есть собрала те качества, которые я ненавижу». Но, несмотря не недовольство своей работой, актриса всегда признавала тот факт, что именно эта роль принесла ей всенародную любовь и была очень благодарна за это режиссеру Владимиру Меньшову.
Актрису очень огорчало и то, что многие режиссеры после этого видели ее только в одном амплуа – грубоватой простушки: «Сама я – москвичка, а чаще играла провинциалок, приезжающих в столицу. Почему-то в кино мне все время давали Людок, Нинок, Зинок, а в мультфильмах в основном доставались козы». Она мечтала об авторском кино, а ей снова и снова предлагали комедийные роли.
Еще одной героиней, с которой зрители часто отождествляли Ирину Муравьеву, была Нина Соломатина из «Карнавала». Не сомневаясь в том, что именно эта актриса сможет создать эксцентричный образ, режиссер Татьяна Лиознова утвердила Муравьеву на главную роль без проб. Однако актриса снова удивлялась тому, что ей пришлось играть такую героиню: «Я ведь очень тихая, спокойная, покладистая. Мне кажется, что женское счастье – быть «за» мужем. Это же такое удовольствие – за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось куда-то ехать, чего-то добиваться. Я не лидер, а ведомая. Но при всем при этом я актриса и должна уметь сыграть любой характер, даже абсолютно чуждый моей внутренней сути. И вообще, не надо искать сходства между актером и его персонажем – как правило, его нет. Хотя понимаю, что зрителям такие аналогии всегда интересны». Тем не менее, «Карнавал» стал лидером кинопроката, а Муравьева была признана лучшей актрисой года по итогам опроса читателей журнала «Советский экран».
Предложения от режиссеров продолжают ей поступать до сих пор, но она крайне избирательно к ним относится и редко дает согласие на съемки. В основном, это фильмы-спектакли – театр всегда оставался для нее на первом месте. Последний из них – «Восемь любящих женщин» – вышел на экраны в 2016 г.
Муравьева не скрывает того, что ее не устраивает уровень тех сценариев, которые ей предлагают: «В кино меня приглашают, но я отказываюсь. Знаю, кто-то меня жалеет: «Бедняжка, мол, уже не снимается». А я им в ответ: «Где я не снимаюсь? Где те завидные роли, которые я бы хотела сыграть и не получила?!» Моя жизнь сосредоточена сейчас на Малом театре – играю в нескольких спектаклях… Однажды мы с мужем попали на фестиваль, где я даже не досмотрела представленный фильм. Супруг, конечно, дождался окончания, но после долго не мог отойти от увиденной грязи. Его потрясение было настолько велико, что он, придя домой, попросил валерьянки. Поэтому новые фильмы смотрю с большой осторожностью. К сожалению, в перестроечные наши годы в кино пришло очень много непрофессионалов… Вообще, по-моему, произошел в обществе, а не только в кино, какой-то поколенческий разрыв, выпало какое-то очень важное звено. А без него ничего не складывается».