Александр Андреевич Иванов (Alexandr Andreevich Ivanov; родился 16 июля 1806 г. — умер 3 июля 1858 г.) — русский художник-академист первой половины и середины XIX века. Картины Александра Иванова — это выдающиеся произведения русской живописи, которые хранятся в лучших музеях нашей страны. В творчестве этого мастера преобладают библейские сцены и античные сюжеты, также он писал пейзажи и редкие портреты. Биография художника характерна для представителей русской интеллигенции того периода: после обучения он отправился в Европу, где задержался на много лет.
Биография Александра Иванова
Александр Андреевич Иванов родился в семье петербургского академика живописи, это произошло 16 июля 1806 года. Он был старшим сыном профессора и воспитывался как преемник отца, а потому с ранних лет стал получать лучшее по тем временам художественное образование. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в Академию, но не попал в казенные условия, как большинство других учеников. Мальчик по-прежнему жил дома и занимался в мастерской отца. Успехи его были настолько выдающимися, что преподаватели часто сомневались, сам ли он рисует.
Александр Иванов завершил обучение в 1827 году. Дипломная работа «Иосиф, толкующий сны» обеспечила ему большую золотую медаль и оплачиваемую поездку в Европу для знакомства с западными мастерами. Молодой живописец едва не пренебрег этой возможностью: он был влюблен и хотел жениться. Отец и друзья с трудом отговорили его. Впоследствии живописец так и не создал семью, полностью посвятив себя творчеству.
В 1830 году художник через Германию отправился в Рим. В Италии он проживет почти три десятилетия. Копируя фресковые росписи великого Микеланджело из Сикстинской капеллы, живописец задумал создать столь же величественное произведение. Так впервые родился замысел его главной картины — «Явление Христа народу». Но Иванов не стал сразу приниматься за столь масштабную работу. Сначала он попробовал силы на более скромных произведениях. В 1836 году на родину отправилось «Явление Христа Марии Магдалине». Работа имела огромный успех и принесла автору звание академика.
Следующие двадцать лет были посвящены монументальному «Явлению Христа народу». На полученные за предыдущую картину деньги был куплен холст размером 7,5 х 5,5 метров. Затем автор создал множество эскизов — людей, пейзажей, ветвей оливы. Портреты на продажу Александр Иванов не писал, а содержание от Академии кончилось, поэтому он жил очень бедно. Понемногу помогали благотворители, а также члены царской семьи. Мастерскую художника посещали и цесаревич Александр, и сам Николай I. Когда стареющий живописец стал терять зрение, императрица Александра Федоровна отправила ему денег на лечение.
На средства от императрицы Иванов съездил в Германию и Францию. Это путешествие помогло ему восстановить силы и вдохновило на создание новых работ. «Явление Христа народу» он решил отвезти в Россию и представить публике в том виде, в каком оно оставалось на тот момент. Перевозка такого огромного холста вызвала сложности, но произведение благополучно прибыло в Санкт-Петербург и было выставлено в Зимнем дворце.
Александр Иванов сильно переживал, как примут главный труд его жизни, и ослаб от волнений. Заразившись холерой, он скоропостижно скончался 3 июля 1858 года. Художник так и не узнал, что Александр II решил купить картину за огромную сумму в 15 000 рублей и наградить автора орденом Святого Владимира.
Самые известные картины Александра Андреевича Иванова
Этого художника часто называют автором одной работы, что, конечно, неверно. Его наследие нельзя назвать многочисленным, и все же это десятки произведений, которые сильно повлияли на развитие русского изобразительного искусства. Вот самые известные картины Александра Андреевича Иванова:
- «Братья Иосифа находят кубок в мешке Вениамина» (1833). Эта работа на сюжет из Ветхого Завета написана в Риме. Она относится к академическому стилю, но наполнена эмоциями, чего часто не хватало подобным произведениям.
- «Явление Христа Марии Магдалине» (1835). Картина так восхитила публику, что ее подарили императору. Исследователи отмечали высочайший уровень мастерства в изображении драпировок и фигур, а в общей сцене находили такое величие, которого нет у других академистов.
- «Аппиева дорога при закате солнца» (1845). Самый известный пейзаж Иванова, изображающий древнейшую римскую дорогу. У горизонта в левой части холста виден купол собора Святого Петра.
- «Явление Христа народу» (1837—1857). Илья Репин называл эту картину самой гениальной и самой народной. Третьяковской галерее пришлось соорудить для нее отдельную пристройку — в других залах не было место для такого холста.
Помимо масляной живописи, Александр Иванов оставил много акварелей — преимущественно, на темы итальянской жизни и библейских сюжетов. Большая часть произведений художника хранится в Третьяковской галерее и Русском государственном музее.