Практически каждая его работа становилась настоящим событием в мире кино: «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Экипаж» и др. А 8-серийный фильм «Граница. Таежный роман» стал одним из первых отечественных сериалов, составившим конкуренцию зарубежным сериалам и собравшим у телеэкранов огромное количество зрителей. За кадром фильма осталось много интересных моментов, о которых режиссер и актеры рассказали только спустя годы.
В 1990-х гг. огромной популярностью у зрителей пользовались бразильские сериалы, и режиссер Александр Митта решил снять многосерийный фильм, который мог бы стать альтернативой зарубежным «мыльным операм» – с несколькими сюжетными линиями и захватывающими перипетиями, но более динамичный и лаконичный. Так родился один из первых сериалов отечественного производства – «Граница. Таежный роман», благодаря которому широкой публике стали известны имена Ренаты Литвиновой и Ольги Будиной.
Идея снять многосерийный фильм появилась у Александра Митты еще в 1997 г., но из-за недостатка финансирования съемки пришлось отложить на 3 года. Написав сценарий, режиссер предложил его одному из телеканалов. Ему посоветовали расширить сюжетные линии и увеличить количество серий, что показалось ему интересной возможностью попробовать свои силы в новом формате: «Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине. Сейчас модно говорить – так может это и правильно, что в корзине: отсекалось все ненужное, оставляя место для важного. Чушь. Та же «Граница»: вначале вышла на экраны картина, и вслед за ней – сериал. Так сериал от картины оставил просто мокрое место! Он в разы богаче. Идейный объем был больше. И этот фильм делался как фильм-роман. Сейчас уже каждый сериал называют «романом», но это был настоящий фильм-роман, он заслуженно носит это определение».
«Граница» стала своеобразным возвращением Митты в «большое кино» – в эпоху кризиса кинематографа в 1990-х гг. режиссер не снимал новых фильмов почти 10 лет и занимался преподавательской работой в киношколе Гамбурга. Он рассказывал: «Киноиндустрия за это время сильно изменилась. К тому же, у меня не было опыта работы на телевидении… «Граница» была одним из наших первых сериалов. Но каналы не хотели её брать: «Зачем? Мы за пятьсот долларов покупаем мексиканский сериал и пятьдесят тысяч на рекламе получаем». А Первый канал согласился. И получился очень хороший проект, эта работа выиграла потом четыре премии «ТЭФИ»: за лучший сериал, за лучший сценарий, за лучшую режиссуру и за лучший продюсерский проект».
Родственник сценаристки Зои Кудри был военным, и он подсказал идею снимать на территории одной из расформированных воинских частей. Все помещения там пустовали – оставалось только построить несколько декораций и привезти реквизит. Жили актеры там же, и они могли сполна ощутить настоящую гарнизонную атмосферу.
Режиссер Александр Митта признавался спустя годы: «Актерский ансамбль в картине «Граница. Таежный роман» на редкость сложился удачно. Алексей Гуськов только начинал свою настоящую серьезную карьеру, многие не очень-то верили в то, что он может выполнять сложные задачи, – а он их выполнил прекрасно. Рената Литвинова впервые появилась в кино широкого зрительского интереса, а Марат Башаров был тогда без работы (сейчас представить себе такую ситуацию трудно). Михаил Ефремов был всегда в работе, но своих лучших ролей тогда еще не сыграл – яркий, сочный, все краски его были свежими. Даже Ольга Будина, которая, казалось, всегда была востребована кинематографом, тоже получила в этом фильме сложную роль».
Всех актеров одевали в общей костюмерной, и только одна актриса пользовалась особой привилегией – консультироваться с личным художником по костюмам. Но к этому обязывала сама роль – героиня тогда еще никому не известной Ренаты Литвиновой даже на болото отправлялась в стильном платье. Именно благодаря этому сериалу Литвинова стала настоящей звездой и позже признавалась в том, что очень благодарна и режиссеру, и коллегам – ведь над фильмом работало «очень много личностей»: «Сам Митта – работа с ним многому меня научила, ведь он не только «золотой» режиссер любимых картин, но и педагог, и трогательный, вечно молодой безумец. В последний съемочный день кто-то себе и ногу поломал, и что-то еще, а он летал буквально по холмам этим болотистым – и все не мог остановиться. А Миша Ефремов? Мы ж с ним в «Границе...» два таких неформала: он – пьющий, я – сумасшедшая».
Героями сериала стали не только люди, но и… звери и птицы: ястреб, утки, зайцы, змея, двое волчат. Но главной «звездой» стала волчица, которую «сыграла» собака хаски по кличке Метель. По сценарию, ей нужно было постоянно скалиться и рычать, но она оказалась слишком добродушной и наотрез отказывалась выполнять режиссерские задачи. В сцене схватки со свирепым зверем, которую должен был изображать Алексей Гуськов, снимали ее «дублершу» – хаски по кличке Ася, с более суровым характером. Но и она оказалась неубедительным волком. Собаку намазали гримерной кровью, сделали легкий наркоз, но он практически не подействовал, и «убитая волчица» смотрела на актера перепуганными глазами и пыталась облизать его лицо.
К сожалению, многих актеров, снимавшихся в этом сериале, уже нет в живых: в 2013 г. скончался Андрей Панин, сыгравший в фильме роль майора-особиста Ворона, в 2002 г. ушла из жизни знаменитая актриса Татьяна Окуневская, исполнившая роль бабушки Альбины, сыгравшего контрабандиста Алексея Жаркова не стало в 2016 г., в том же году скончался Олег Непомнящий, которого зрители запомнили в образе администратора Глинского, Семена Керзона.
Немногие знают о том, что текст саундтрека «Ты неси меня, река», который стал не менее популярен, чем сам фильм, написал Александр Митта, а исполнил его композитор Игорь Матвиенко. А позже эта песня появилась в репертуаре группы «Любэ».
У Александра Митты была идея спустя годы снять продолжение сериала, он даже написал для него сценарий, но ни на одном из телеканалов не нашел поддержки – и эта идея так и осталась невоплощенной.