Андре Фужерон: чем прославится лидер французского неореализма
805
просмотров
Андре Фужерон (André Fougeron; родился 1 октября 1913 г. — умер 10 сентября 1998 г.) — французский художник-неореалист XX века. Творчество Андре Фужерона пронизано социальными идеями, обличительными тенденциями, своими картинами он реагировал на значимые политические события, изображал реалии простого народа. Будучи активным гуманистом, мастер всегда воспевал жизнь в разных ее проявлениях.
Андре Фужерон. Фотография художника, год создания неизвестен

Андре Фужерон занимал лидирующее место в живописи социалистического реализма Франции. Между тем в его творчестве проявлялись и экспрессионистические черты. Это — пространство, насыщенное фигурами, цветовые контрасты, деформированный контур.

Биография Андре Фужерона

Андре Фужерон появился на свет 1 октября 1913 г. в Париже в семье каменщика. Окончив начальную школу, он стал трудиться слесарем на автозаводе. Юноша с детства увлекался рисованием, а в свободное от работы время посещал вечерние классы художественной школы и выставки современного искусства.

Андре Фужерон. Фотография художника, 1945

Вскоре Андре призвали в армию, но и там он занимался живописью. В 1935 г. будущий мастер вернулся в Париж. Европа в то время переживала бурный период: в Германии набирал обороты фашизм, во Франции создавался народный фронт, испанский генерал Франсиско Франко (Francisco Franco) готовил в своей стране мятеж. Дело шло к новой мировой войне.

Андре Фужерон. Картина «Посвящение Франко», 1937

В 1936 г. первые работы Андре Фужерона появились на экспозиции в парижском Доме культуры, через год его произведения были представлены в Салоне Сверхнезависимых. В 1938 г. живописец принимал участие в выставке групп «Жестокое искусство» и «Новое поколение», получил заказ на роспись стен студенческого санатория.

В 1939 г. художник вступил в ряды компартии, в 1940 г. участвовал в боях с фашистами на бельгийской границе, попал в плен, но сумел вернуться в оккупированную столицу Франции. В своих картинах Фужерон отражал современную действительность, в его мастерской развернулась подпольная типография, где печатались газеты и листовки.

Андре Фужерон. Литография «Смерть зверю», 1943

После окончания войны Андре вместе с другими художниками организовал «Салон Освобождения». В 1947 г. путешествовал по Италии, в Риме обучался живописи. Вернувшись во Францию, он обрел популярность, получал много заказов. Однако работу «Парижанки на рынке» критики восприняли неоднозначно. В жанровой сцене живописец отразил проблемы послевоенных лет: рост цен, тяжелое положение простых людей.

Андре Фужерон. Картина «Парижанки на рынке», 1948

Стремясь проникнуться жизнью трудового народа, Андре Фужерон отправился на север Франции, в Ланс. Результатом поездки стала выставка картин, рисунков, литографий, в которой мастер рассказал о тяжелом труде шахтеров, их борьбе за собственные права.

Андре Фужерон. Картина «Шахтер», 1950

В середине 50-х годов ХХ века мастер создал «Триптих позора», где выразил возмущение жестокой войной в Алжире, развязанной французским правительством. Его картины, показывающие преступность колониальной политики, напоминают репортажные снимки.

Андре Фужерон. Картина «Резня в Сакиете III» (3-я часть «Триптих позора»), 1958

Произведения Фужерона — не только протест против насилия и угнетения. Важное место в его творчестве занимали оптимистические мотивы, темы семьи, материнства, мирного труда.

Андре Фужерон. Картина «Ловля сельди», 1964

До конца жизни Андре Фужерон был авторитетом в международной художественной жизни, часто участвовал в крупных выставках. Умер живописец 10 сентября 1998 г. в Париже в возрасте 84 лет.

Андре Фужерон. Картина «Время, в котором мы живем», 1990

Самые известные картины Андре Фужерона

Картины Андре Фужерона в большинстве своем имеют социальную направленность. Стоит выделить следующие произведения:

  • «Изнасилованная Испания» (1937) — образ поруганной женщины символизирует целую страну. Ее распростертое тело изображено на фоне зеленой лошади, которая принимает форму пейзажа.
  • «Четыре всадника Апокалипсиса» (1937) — комментарий к хаотическому состоянию Европы. Скелетообразные всадники, силуэты которых вырисовываются на фоне черного неба, предсказывают скорый конец света.
  • «Бойцовые петухи» (1950) — яркие птицы контрастируют с общей мрачной палитрой картины. Они противостоят друг другу, взгляд же мужчины справа позволяет думать, что предстоящую схватку он расценивает как личную.
  • «Атлантическая цивилизация» (1953) — автор в карикатурной манере демонстрирует американизацию Европы, намеренно играет на культуре комиксов. Возникает тема колониализма, разрушения семейных ценностей.
  • «Возвращение с рынка» (1953) — на холсте Фужерон изобразил свою жену Анриетту. Хлеб, овощи, стандартная обстановка свидетельствуют о простой жизни.
Андре Фужерон. Картина «Изнасилованная Испания», 1937
Андре Фужерон. Картина «Четыре всадника Апокалипсиса», 1937
Андре Фужерон. Картина «Бойцовые петухи», 1950
Андре Фужерон. Картина «Атлантическая цивилизация», 1953
Андре Фужерон. Картина «Возвращение с рынка», 1953

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится