Тотальная атака
Он увидел её и влюбился мгновенно, словно получив солнечный удар. Он – скандальный и опальный поэт, друживший со многими учёными и литераторами. Андрей Вознесенский вдруг понял, что без этой женщины не сможет жить. Зоя Богуславская в то время состояла во втором браке и вместе с мужем Борисом Каганом воспитывала сына Леонида. Семья была вполне благополучной, Зоя ничего не собиралась менять в своей жизни, а внимание поэта, скорее, обременяло её, а вовсе не льстило самолюбию.
Андрей Вознесенский со всем пылом влюблённого принялся очаровывать и завоёвывать. Он умел делать романтические сюрпризы, способные растопить любое женское сердце. Но только не Зоино. Она была крепка, как скала. Поэт надежды не терял и, когда возлюбленная вместе с сыном отправилась в круиз по Волге, решил устроить «тотальную атаку», как назовёт это позже Зоя Богуславская.
На каждом причале Зое Борисовне вручали цветы и телеграммы от Андрея Вознесенского. Все пассажиры теплохода с любопытством наблюдали за разворачивающимися событиями, а женщина была так раздосадована пристальным вниманием к себе, что пообещала при встрече лишить назойливого поклонника жизни. Конечно, встреча во время очередной остановки теплохода в Петрозаводске со стороны выглядела почти мирной, ведь Зоя Богуславская могла держать себя в руках. Но она довольно резко попросила поэта перестать её преследовать. Он дал слово. И ушёл, поникший, побледневший и такой несчастный.
В тот момент сердце Зои Богуславской сжалось. Она вообще не любила обижать людей и уж тем более не хотела, чтобы её резкость стала причиной страданий Вознесенского. И уже на следующей остановке в Вознесенске она отправила поэту примирительную телеграмму. Ответом на неё было молчание. Она вернулась из круиза, но от Вознесенского по-прежнему не было никаких вестей. Кажется, он был намерен сдержать своё обещание и никогда больше не появляться рядом с ней.
Сначала ей позвонила мама поэта, поинтересовавшаяся, не знает ли Зоя, где её Андрей. Антонина Сергеевна выбор сына категорически не одобряла, но ей казалось, что только Зоя может точно знать, где может быть Вознесенский. Звонок от него раздался через неделю. Он гордо заявил о том, что не намерен становиться в очередь поклонников писательницы. Правда, уже на следующий день он согласился стоять в очереди, ждать, смиряться, лишь бы она не прогоняла его. Бастионы рухнули, Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская стали встречаться.
Трудно быть женой гения
Спустя две недели она под диктовку Вознесенского уже писала заявление о разводе. Борис Каган умолял жену не делать глупостей. У них семья, сын, налаженная обеспеченная жизнь, а что мог предложить ей опальный поэт? Съёмные углы, нищенское существование или того хуже – выезд из страны, которым ему угрожали в то время? Муж даже предложил Зое Борисовне вернуться к разговору о разводе через год, когда страсти утихнут. Но она свой выбор сделала и считала его единственно возможным.
Подруги Зои Богуславской были уверены: она никогда не станет женой Вознесенского, всё ограничится лишь красивым, но скоротечным романом. Но они расписались в 1964 году, а после ещё два года скитались по съёмным углам, пока поэт не решился написать заявление о выделении его семье жилплощади. Квартиру в результате они получили благодаря содействию Сергея Михалкова, стоявшего во главе Московской писательской организации.
После их заселения в квартире, кажется, побывали все знакомые, осведомлённые о романе Вознесенского и Богуславской. Но ещё больше было телефонных звонков. Андрею Андреевичу рассказывали подробности личной жизни его супруги, Зое Борисовне не только рассказывали, но ещё и угрожали многочисленные поклонницы поэта. Она же оставалась выше всей этой суеты, понимая, что вокруг мужа всегда будут женщины. Растрачивать свою жизнь на страдания и ревность было бы глупо, ведь вокруг так много всего интересного.
Как признавалась позже сама Зоя Богуславская, их семья, несмотря ни на что, всегда оставалась их крепостью и оплотом «в океане житейских будней». Их брачные узы оказались очень крепкими. Она стала для Вознесенского первой и единственной женой. Она была уверена в его преданности. Да, были в его жизни романы и увлечения, были женщины и звёзды, но это могло бы иметь значение только в том случае, если бы он решил уйти из семьи.
Зоя Борисовна не устраивала истерик и скандалов, она понимала, что ему нужны музы, вспышки, озарения. Терпела? Нет, просто жила, творила, помогала по мере сил и была занята собственным творчеством. Но при этом она никогда не держала его, не собиралась вести за него свою войну, отпускала. Сам Вознесенский и представить себе не мог, что в какой-то момент Зои не окажется с ним рядом. Однажды она ушла на два с лишним месяца. Поняла, что перестала быть божеством для мужа, и исчезла. Андрей Вознесенский искал её и не находил. Никто не мог ему сказать, куда пропала его Зоя. Конечно, он её нашёл и больше никогда не преставал восхищаться женщиной, которая была рядом с ним.
Преданность
В последние годы болезнь Паркинсона совершенно изменила их жизнь. Зоя Богуславская стала не только его женой, но фактически, руками, глазами и голосом. Она не сетовала на судьбу и не жаловалась на трудности, а просто всегда была с ним рядом. В то недолгое время, когда ей приходилось отлучаться по делам, всегда оставалась на связи с Леночкой, сиделкой больного мужа. Звонила, справлялась о самочувствии, не позволяла себе ни на секунду отвлечься от мыслей о любимом человеке.
15 лет она вела неравный бой с болезнью супруга и поддерживала в Андрее Вознесенском вкус к жизни, заставляла чувствовать его необходимость. Она не сдавалась сама и не позволяла сдаваться супругу. Они постоянно искали специалистов по болезни Паркинсона, находили новые лекарства, массажистов, консультантов. Андрей Андреевич верил, что она его спасёт, сумеет помочь и рядом с ней ничего плохого не случится. Он умер на руках у любящей жены, а она осталась, чтобы снова и снова читать его стихи и не давать людям забыть величие и талант её мужа. Гениального поэта Андрея Вознесенского.
Зоя Богуславская мужественно перенесла даже роман Андрея Вознесенского с актрисой Татьяной Лавровой. Их чувства поэт увековечил в пронзительном стихотворении, которое было положено на музыку и до сих пор звучит в рок-опере «Юнона и Авось». Татьяна Лаврова надеялась на то, что Вознесенский уйдёт к ней от жены. Но он всё равно остался со своей Зоей.