Её имя навсегда вписано в историю искусства, а её слова разобраны на цитаты и афоризмы, популярность которых в Америке не меньше, чем у высказываний Фаины Раневской в России.
Юный талант
Мэри Джейн Уэст появилась на свет в 1893 году в самой обычной семье, где приветствовались строгие правила, а дети воспитывались в уважении к родителям и нормам морали, пропагандируемым протестантской церковью, к которой принадлежали мама и папа девочки. Её отец был профессиональным боксёром и выступал под псевдонимом Battlin. После окончания спортивной карьеры он служил полицейским детективом, а затем открыл собственное детективное агентство. Мама же в молодости была моделью, но замужество прервало её карьеру и превратило сначала в швею, а потом в заботливую жену и мать.
Впервые Мэй Уэст продемонстрировала свои актёрские способности во время церковного мероприятия ещё в пятилетнем возрасте. Уже спустя пару лет она стала выступать в любительских концертах, а затем и участвовать во всевозможных конкурсах юных талантов, где неоднократно занимала призовые места. В 14 лет она начала свою профессиональную карьеру, выходя на сцену в водевилях в акционерной компании Хэла Кларендона под псевдонимом «Беби Мэй». При этом девочка пробовала себя в разных образах, играла в том числе и мужские роли. Ее мать шила все ее костюмы, обучала ее на репетициях и управляла ее заказами и контрактами.
Её вокально-танцевальные номера удивляли своей раскрепощённостью, они были даже отчасти вызывающими. В 1911 году молодая актриса вышла на бродвейскую сцену в одном из шоу, которое закрылось после восьми выступлений, но Мэй Уэст уже тогда заметили и запомнили. Потом были новые постановки и роли, о которых её мать отзывалась с нескрываемым восторгом, а вот остальные члены семьи были совсем не рады стремлению Мэй сделать карьеру актрисы. Впрочем, девушка вообще не была склонна прислушиваться к чужому мнению, она была полна решимости исполнить свою мечту и стать богатой и знаменитой.
Плохая репутация
Первую главную роль на Бродвее актриса сыграла в спектакле, поставленном по её собственной пьесе. Для чопорной Америки в тот момент одно название звучало, как вызов. В «С**к**е» Мэй Уэст была настоящей звездой. Естественно, подобная постановка не могла остаться незамеченной, и на исполнительницу главной роли и автора сценария мгновенно обрушилась волна критики. Но при этом билеты на спектакль раскупались, как горячие пирожки. Правда, противники скандальной постановки добились её закрытия и даже ареста всей труппы.
Красавицу-актрису обвинили в моральной непристойности и даже приговорили к десятидневному заключению на острове Благосостояния (ныне известном как остров Рузвельта) в Нью-Йорке. Освободили её за два дня до срока за примерное поведение. Вышла из заточения актриса уже настоящей звездой. Вскоре был поставлен ещё один спектакль по пьесе актрисы – «Помеха». В этот раз Уэст выбрала тему нетрадиционной ориентации и снова подверглась критике и обвинениям. На Бродвее эту постановку предусмотрительно запретили, а показ прошёл в Нью-Джерси.
Мэй снова и снова затрагивала в своих пьесах темы, обсуждать которые в то время считалось неприличным. Но актриса смело говорила об интимных отношениях и завоевывала всё большую популярность. В 1928 году на Бродвее вышла постановка «Бриллиант Лил» и принесла своему автору и исполнительнице главной роли ещё большую популярность. Естественно, после шумного успеха на блистательную и смелую Мэй Уэст обратили своё внимание кинематографисты.
Скандальная кинодива
В 1932 году актрисе предложила контракт киностудия Paramount Pictures, и та с удовольствием его подписала. Условия были предложены такие, что отказаться Мэй Уэст просто не могла. Тем более, что о славе и высоких доходах она всегда мечтала. Она дебютировала в кино в 38 лет, возможно, это было и поздно, но актриса появлялась на экранах в самых смелых образах и неизменно вызывала восхищение своей красотой и женской привлекательностью.
Первая главная роль была сыграна Мэй Уэст в 1933 году в фильме, в основу которого легла её пьеса «Бриллиант Лил». Успех картины, повествующей об очаровательной даме, не блещущей идеальной фигурой женщине конца XIX века, кажется, был предопределён, а впоследствии её номинировали на «Оскар». Правда, во избежание неприятностей фильм переименовали в «Она обошлась с ним нечестно», а её персонажа – в Леди Лу.
Потом вышли ещё «Я не Ангел», «Первая красавица XIX века», «Поездка в город» и другие фильмы с участием Мэй Уэст. Её успех был феноменальным, а сама актриса стала в 1935 году вторым по величине высокооплачиваемым человеком в Соединенных Штатах после издателя Уильяма Рэндольфа Херста. Каждая картина, где снималась Мэй Уэст, приносила рекордные кассовые сборы и становилась очередным поводом для критики актрисы.
Её продолжали обвинять в распущенности и растлении молодёжи, а каждый сценарий будущего фильма с участием Мэй рассматривали чуть ли не под микроскопом и нещадно редактировали, вырезая непристойные, по мнению цензоров, сцены. Мэй относилась к происходящему философски, откровенно смеялась над снобами и сыпала своими знаменитыми фразами, которые впоследствии были разобраны на цитаты.
Они были не очень приличными, но как нельзя более точно характеризовали саму Мэй Уэст, как, например, вот эта, сказанная в адрес полисмена: «Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?» Каждое обвинение в её адрес лишь повышало популярность актрисы. Даже когда цензоры запретили рекламу фильма «Энни с Клондайка», он всё равно стал успешным в прокате. Зрители шли уже на одно только имя актрисы.
Закат карьеры
В декабре 1937 года она появилась в роли самой себя в радиопередаче чревовещателя Эдгара Бергена «Час погони и Санборна», сыграв в двух комедийных набросках. Диалог между актрисой и ведущими шоу вёлся в обычной манере актрисы. И уже через несколько дней после трансляции компания стала получать письма, в которых шоу назвали аморальным, вульгарным и непристойным. Руководство компании после этого запретило актрисе вовсе принимать участие в своих передачах.
Режиссёры всё реже приглашали актрису в свои фильмы, а сама Мэй всё отчетливее понимала, насколько цензура ограничивает её творчество. Зато она сосредоточилась на театральной деятельности на Бродвее и выступала в ночных клубах, возрождая свои ранние сценические работы. Шоу, где актриса выходила на сцену в окружении мускулистых красавцев, пользовалось успехом и шло в течение трёх лет.
Позже актриса выпустила свою автобиографию, ставшую бестселлером, в которой рассказывала о собственном пути в шоу-бизнесе. А ещё Мэй записала несколько музыкальных альбомов. Лучшей рекомендацией для всех её творений была скандальная репутация актрисы. В жизни же Мэй Уэст было всего два громких романа, и оба они закончились браками. А громкие заявления, шутки на грани и показательная раскрепощённость просто приносили ей неплохой доход. Мэй Уэст ещё при жизни стала легендой.
В августе 1980 года актриса упала, попытавшись встать с кровати, а в больнице Доброго Самаритянина в Лос-Анджелесе, куда её доставили, диагностировали инсульт. Спустя месяц она перенесла ещё один, в ноябре того же года актрисы не стало.