«Боб» Луизы Брукс: как одна стрижка сделала актрису немого кино «иконой стиля»
920
просмотров
Как это обычно бывает при смене эпох в моде и культуре, феноменальные двадцатые (прошлого века) олицетворяли многие яркие женщины. Сколько из тех, что шли в актрисы, коротко стриглись, носили провокационное платья и смелый макияж, получили потом титул «икона стиля»? Немногие – и Луиза Брукс была в числе тех немногих. А ведь даже знаменитый «боб», который связывают в первую очередь с ее именем, появился значительно раньше ее громких и скандальных ролей в кино.

Танцовщица и актриса Луиза Брукс

Та драматичность, которая отличала Луизу Брукс и ее роли, была не наигранной. На первый взгляд, ее детство казалось благополучным: отец – юрист, мать – пианистка, четверо детей в семье, жизнь в маленьком городке Черривейл в Канзасе. Но когда Луизе было девять, она стала жертвой насилия со стороны соседа – это, в сущности, сломало ей жизнь, если говорить об отношениях с мужчинами, да и с женщинами тоже (в двадцатые было модно экспериментировать).

Короткую стрижку Луиза не изобрела - но носила ее с детства

Мать передала детям свою любовь к музыке и вообще к искусству, и уже в детстве Луиза выступала на сцене в местных клубах. А в пятнадцать бросила учебу и уехала в Нью-Йорк, став одной из танцовщиц в труппе современного танца. Поездила с гастролями за границу, поссорилась с руководительницей, была уволена, устроилась хористкой, потом снова танцовщицей и вот, благодаря знакомству с продюсером «Парамаунта», попала в кино.

Первые роли Брукс были эпизодическими, из тех, которые даже не упоминаются в титрах. Но продюсер, Уолтер Вангер, был заинтересован в продвижении карьеры Луизы, он был влюблен. И роли становились серьезнее, в 1926 году она снялась в «Американской Венере», а спустя два года – в фильме «Девушка в каждом порту» режиссера Говарда Хоукса, причем картина была особенно хорошо принята в Европе. Карьера киноактрисы способствовала установлению многих связей, как дружеских, так и интимных. В списке мимолетных романов Брукс значится и двухмесячная связь с Чарли Чаплином.

Покорение Европы и возвращение

Луиза Брукс, разумеется, ничего бы не смогла добиться еще пару десятилетий назад – но в конце двадцатых мир захватили «флэпперы», женщины, которые полностью перевернули традиционные представления о том, как им следует выглядеть и какой образ жизни вести. После войны стало ясно – жить нужно так, как будто любой день может оказаться последним, флэпперы и делали это. Курили сигареты, употребляли неприлично много алкоголя, заводили скандальные связи и скандально их разрывали; женщины перестали носить длинные юбки, корсеты и сложные прически, предпочитая короткие открытые платья, стрижки, яркий макияж.

К замужеству поколение флэпперов относилось скептически, впрочем, как и к карьере

Тогда стало принято просто «встречаться», не подразумевая под происходящим стремление оформить отношения браком, женщины водили автомобиль, танцевали чарльстон и слушали джаз. Старшее поколение обзывало флэпперов «безмозглыми» и пророчило каждой ужасную судьбу; Луиза Брукс стала настоящей иконой именно этой субкультуры, а ее «боб» стали копировать после «Девушки в каждом порту». Впрочем, свою короткую стрижку она носила с детства.

С Голливудом у Брукс отношения не сложились, она болезненно воспринимала критику своей игры и свое довольно однообразное амплуа, к тому же в 1929 году покончила с собой ее близкая подруга. Луиза уехала в Европу, где снялась в фильме австрийского режиссера Георга Пабста «Ящик Пандоры», главном в ее карьере. Роль Лулу сделала Брукс бесспорной звездой немого кино. Пабст снимал ее и в следующем своем фильме, «Дневник падшей». Но после Брукс все же вернулась в США.

Неудачи в кино и безденежье

Там ее встретили холодно, Луиза оказалась в негласном «черном списке», поскольку в Европу уехала, отказавшись принимать участие в озвучивании уже отснятого к тому времени фильма, чем разозлила «Парамаунт». Новые роли ей давали неохотно или вообще не давали, деньги заканчивались, с танцами тоже не складывалось. Луиза попробовала вернуться в Канзас – не сложилось, зарабатывала на жизнь и написанием статей, и ведущей на радио, и выступлениями в ночных клубах, и даже «сопровождением» толстосумов. К 1938 году, в тридцать два, она окончательно ушла из кино.

«Ящик Пандоры».

Вновь имя Луизы Брукс вспомнили в середине пятидесятых – она была названа критиками в числе лучших актрис своего времени, да и не только своего: «Гарбо нет! Дитрих нет! Есть только Луиза Брукс!» – сказал тогда киноман и кинокритик Анри Ланглуа. К счастью, случилось все это еще при жизни Брукс. Она вновь стала знаменитостью, писала о кино, выпустила мемуары, которые получили высокую оценку. Луиза Брукс прожила 78 лет и умерла в 1985 году от сердечного приступа.
В мире моды и стиля она навсегда осталась «лицом» стрижки «боб», которую кроме нее демонстрировали с экрана и другие актрисы – например, Коллин Мур. А вот конец кинокарьеры Луизы Брукс связывали когда-то с ее отказом сняться в фильме «Враг общества», главную роль тогда вместо нее получила Джин Харлоу, которую, возможно, погубила в 26 лет слабость к окрашиванию волос.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится