Подарок для королевы
Королева Виктория – это было известно всем британским подданным – очень любила прогулки на свежем воздухе, а особенно – катание верхом. Но у дамской обуви начала XIX века был один существенный недостаток: шнурки, которые запутывались в стременах, рвались и доставляли этим неудобства. Поэтому английский сапожник Джозеф Спаркс Холл решил преподнести ее величеству особенный подарок – такие ботинки, в которых отсутствовали бы шнурки, а сама обувь стала бы от этого только удобнее. Пришлось экспериментировать, но результат оказался блестящим.
Для своей модели ботинок, которые еще долгое время не получат определенного названия, Спаркс Холл использовал особенный материал – недавно изобретенную американцем Чарльзом Гудьиром вулканизированную резину. Боковая вставка, придававшая ботинку эластичность, стала отличной заменой шнуркам, при этом обувь было легко снимать и надевать, она была прочной и удобной. Эксклюзивную, специально для королевы созданную пару таких ботинок сапожник преподнес ее величеству вскоре после коронации.
Виктория отнеслась к подарку с большим энтузиазмом, оценила нововведение, похвалила обувь, чем осчастливила, разумеется, ее изобретателя. Но главное – активно использовала подарок, причем носила ботинки не только в дни, когда каталась верхом, но надевала и во время обычных прогулок. Это было лучшей рекламой из возможных – вслед за ее величеством довольно быстро новую модель ботинок полюбили и аристократы, и покупатели попроще, и даже те, кому требовалась просто крепкая и удобная обувь для работы. К слову, это был далеко не единственный пример того, как королева Виктория влияла на моду, вводя тенденции, которые сохранялись десятилетиями.
Какими были челси
Джозеф Спаркс Холл запатентовал свое изобретение в 1840 году, и вскоре это была самая популярная британская обувь – как у мужчин, так и у женщин. В задней ее части была петля, которая облегчала надевание; женские ботинки доходили до щиколотки и не имели каблуков. Модель называли elastic boots, то есть «эластичные ботинки», она была в ходу у британцев всю викторианскую эпоху и после нее, хорошо зарекомендовала себя во время Первой мировой войны и получила известность за пределами королевства.
Новая волна популярности «эластичной обуви» принесла им и новое название. В пятидесятые в Британии возникла особая субкультура – молодежь, которая любила джаз и новые музыкальные стили, внимательно относилась к моде, обожала выразительно одеваться. Так сложилось, что центральным районом «обитания» этого поколения англичан стали кафе, бары и другие заведения на улице Кингс-Роуд, в Челси, в западной части Лондона.
Ботинки, которые пользовались большим успехом у молодежи Челси, быстро заполнили полки обувных магазинов – сохраняя традиции, но подстраиваясь под вкусы нового поколения. Появлялись новые вариации викторианской модели – но все они стали носить общее название, «челси», сохранившееся на десятилетия. В один прекрасный момент ботинки челси приглянулись Полу Маккартни и Джону Леннону – говорят, это было в магазине в Ковент-Гардене.
Ботинки «Битлз»
Мастерам пришлось внести ряд изменений по заказу битлов: так носы «челси» стали длиннее, каблуки стали «кубинскими» – то есть короткими, широкими, скошенными. Разумеется, новое веяние сразу же подхватили тысячи поклонников – и вполне справедливо, что эту модель теперь стали именовать «ботинками «Битлз». Обувь носили и рок-музыканты мирового уровня, ее приобретали все уважающие себя участники самодеятельных рок-коллективов, игравших в гаражах, да и просто следившей за модой молодежи не возбранялось носить «битлы».
Так от изобретения Спаркс Холла, которое королева, по его словам «была рада почтить самым заметным и постоянным покровительством», получив одобрение и горожан, и простых тружеников, и даже солдат, ботинки челси прошли путь до гардеробов стильной и выразительной лондонской молодежи шестидесятых, которая, разумеется, не торопилась расставаться со старыми привычками, взрослея.
Но прошло несколько десятилетий – и востребованность ботинок челси или битлз несколько сбавила обороты. Не навсегда – как это обычно и бывает с явлениями, получавшими признание на протяжении долгих десятилетий, а тем более, с продуктами британской культуры, которые завоевали одобрение сразу и аристократии, и народа: в настоящее время приверженность к челси воспринимается как стремление добавить в свою жизнь предметы по-настоящему королевского уровня.