Мимси Фармер
Как ни странно, зарубежные режиссеры опередили отечественных в экранизациях самого известного произведения Михаила Булгакова, и при этом никаких проблем в работе не испытывали и о мистике не задумывались. Первой киноверсией романа «Мастер и Маргарита» был итальяно-югославский одноименный фильм режиссера Александра Петровича. Роль Маргариты в нем исполнила американская и итальянская актриса Мимси Фармер. Этот фильм был удостоен нескольких кинематографических наград, хотя он был далек от литературного первоисточника. Внешность Маргариты тоже мало напоминала героиню романа – вместо колдовской брюнетки зрители увидели на экранах миловидную блондинку с короткой стрижкой.
Мистикой эту актрису испугать было сложно – она часто снималась в триллерах, фильмах-нуар и фильмах ужасов. На ее актерскую карьеру роль Маргариты не имела негативного влияния – до этого Фармер снималась в американских телесериалах, а после того, как вышла замуж за итальянца, играла в итальянском и французском кино. Хотя мировой популярности она не заслужила, ее кинокарьера сложилась достаточно успешно, впрочем, как и личная жизнь.
Анна Дымна
Следующей Маргаритой в кино стала польская актриса Анна Дымна, сыгравшая главную роль в 4-хсерийном фильме Мацея Войтышко «Мастер и Маргарита» в 1988 г. О режиссере говорили, что он был более внимателен к литературному первоисточнику и перенес его содержание на экран максимально близко к булгаковскому тексту, но не совсем удачно выбрал актеров. В результате на зрителей этот фильм не произвел большого впечатления. Хотя стоит признать, что преобразиться в ведьму актрисе удалось достаточно эффектно.
Советские зрители запомнили эту актрису по другой роли – Марыси из фильма «Знахарь», который пользовался в СССР большой популярностью. С первых же шагов в профессии в начале 1970-х гг. Анна Дымна получила признание и успех и до 2016 г. продолжала сниматься в кино. А вот в личной жизни ее долгое время преследовали неудачи. В 1978 г., через 5 лет после свадьбы ее супруг, сценарист и актер Веслав Дымны, трагически погиб, и после его ухода актриса потеряла смысл жизни. Она перестала сниматься в кино и таяла на глазах. Спасение Анна нашла в благотворительности, основав собственный фонд «Несмотря ни на что», который оказывает помощь людям с ограниченными физическими возможностями. Через 7 лет она снова вышла замуж, но ее второй супруг не разделял ее увлечения благотворительной деятельностью, из-за чего у них возникли разногласия, и брак распался. Это случилось через год после выхода на экраны «Мастера и Маргариты», но эти события актриса никак не связывала. А вот третий брак оказался счастливым и крепким: режиссер Кшиштоф Оржеховски полностью разделяет ее взгляды на жизнь.
Анастасия Вертинская
Первым отечественным режиссером, взявшимся за экранизацию «Мастера и Маргариты», был Юрий Кара. Он был не единственным, кто мечтал перенести на экран героев булгаковского романа. Владимир Наумов, Элем Климов, Ролан Быков и Эльдар Рязанов тоже об этом думали, но по разным причинам никому из них не удалось осуществить задуманное. С невероятным количеством препятствий столкнулся и Юрий Кара. Съемки начались еще в 1994 г., но на экраны фильм вышел только в 2011 г. Из-за разногласий с продюсерами и наследниками Булгакова, которым принадлежат права на его произведения, фильм пролежал на полке долгие годы. Киноверсия «Мастера и Маргариты» Юрия Кары вызвала разноречивые отзывы: кто-то восхищался блестящим актерским составом, а кто-то говорил, что к моменту выхода на экраны фильм морально устарел.
Главные роли в фильме Юрия Кары сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская. На роль Маргариты претендовали Вера Сотникова, Ирина Алферова, Анна Самохина и Елена Майорова, но Вертинская обошла всех конкуренток, несмотря на то, что на момент съемок ей было уже 50 лет. Позже режиссер говорил, что в принципе любая из претенденток подходила для этой роли: «Каждая играла такую жертвенность, такую готовность изменить породу, вообще пойти на все ради Мастера… Наверное, это черта всех русских женщин – любить до самоотречения».
Литературовед Мариэтта Чудакова, возглавляющая Попечительский совет Музея Булкагова, считала, что выбор Вертинской на роль Маргариты был очень удачным: «Анастасия Вертинская – весьма точное попадание в облик Маргариты, задуманный автором. У нее – то, что называется «порода» или, как говорит Воланд, – «кровь». И еще – неуловимый отпечаток женщины начала 30-х годов (когда «порода» еще не стерлась до конца советской жизнью)».
Несчастливую прокатную судьбу фильма Юрия Кары Анастасия Вертинская считала закономерным продолжением булгаковской мистики – кто-то наверху не хотел, чтобы он вышел в прокат. Было ли это случайностью или нет, но после «Мастера и Маргариты» Анастасия Вертинская появилась в кино лишь один раз в 2000 г. и с тех пор не снималась. Она не жалеет о том, что ушла из актерской профессии – стоящих ролей ей больше не предлагали, а сниматься в сериалах она не хотела. К тому же актриса никогда не любила публичности и чрезмерного внимания к себе. «Я сконцентрировалась на своей семье и наследии отца», – говорит она сегодня.
Ее личную жизнь вряд ли можно назвать счастливой – своим единственным мужем Вертинская называет Никиту Михалкова, за которым была замужем в юности. После этого ее связывали романтические отношения с музыкантом Александром Градским и актером и режиссером Олегом Ефремовым, но построить семью актрисе не удалось. «Брак – это не мое, – говорит актриса. – Хорошо, что я рано поняла это и избежала многих ошибок».
Анна Ковальчук
В 2005 г. на экраны вышел 10-серийный фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», главную роль в котором исполнила Анна Ковальчук. До этого зрители знали актрису только по сериалу «Тайны следствия». Роль Маргариты принесла ей невероятную популярность, но тогда многие говорили о том, что она сыграла в ее судьбе роковую роль: во время съемок она развелась с мужем. Сама актриса признавалась, что на самом деле разлад в их семье назрел уже давно, а официальный развод просто совпал со съемками и никак не был с ними связан.
Дурная слава преследовала и сериал Бортко: в течение нескольких лет после выхода фильма на экраны ушли из жизни несколько актеров (Александр Абдулов, Кирилл Лавров, Илья Олейников, Андрей Толубеев, Владислав Галкин, Валерий Золотухин). У Олега Басилашвили, сыгравшего Воланда, произошло кровоизлияние связок, но сам он не видел в этом никакой мистики: «Все эти мистические истории придуманы специально, чтобы обратить внимание читателей и зрителей в другую сторону».
Не хотела думать о мистике и Анна Ковальчук: «Роли Маргариты я побаивалась, потому что все вокруг об этом говорили. Но, пообщавшись с Бортко, я поняла, что никакой мистики нет! Владимир Владимирович человек правильный. Если решил, что бесовщины нет, значит, нет. Я привыкла доверять режиссеру. Я, знаете, чего больше побаивалась? Ответственности за такую работу, а не мистики. А вообще я убеждена, что мистика есть. Вокруг нас, рядом с нами. Например, я не думала, что могу быть Маргаритой. На курсе считалась не героиней, а кем-то вроде второй героини. И тогда я бы не смогла быть Маргаритой. А Бортко рассказывал, что несколько лет назад, когда он только начал задумываться об этом фильме, у него что-то не получилось. И я рада, что тогда у него сорвалось, иначе бы мы не встретились». Правда, роль Маргариты на данный момент остается вершиной творческого пути Анны Ковальчук, которая после этого продолжила сниматься в новых сезонах сериала «Тайны следствия» и ярких главных ролей больше не получала.
На вопрос о том, почему он выбрал на главную роль Анну Ковальчук, Владимир Бортко отвечал: «Она ведьма. А если серьезно, то она талантлива, умна и красива. К тому же, на мой взгляд, она очень похожа на Елену Сергеевну, жену Булгакова. У нее лицо того времени». Прототипом Маргариты в романе действительно была жена писателя: Елена Булгакова: как сложилась судьба прототипа Маргариты?