Сегодняшний наш обзор для тех ценителей живописи, кто ценит неординарное искусство. Знакомьтесь - Арен Арутюнян, больше известный в кругах живописцев и почитателей как Буманц. Это художник и скульптор, творчество которого сложно отнести к какому-либо одному направлению в искусстве: это удачный симбиоз примитивизма с маньеризмом и импрессионизмом. Проще сказать – к художественной неподражаемости.
Если архитектуру человечество признало застывшей музыкой, то живопись и скульптура, скорее всего воплощают собой, замершую на мгновение душевную гармонию. Причем не каждый художник может отойти от реализма и узнаваемости создаваемых им образов, и создавать нечто неординарное. Буманцу это удалось на все сто. Этот мастер отыскал свой рецепт индивидуальности: символизм вкупе с минимализмом, задействованный в стилистике его работ, являют собой для многих зрителей настоящее открытие. Именно такая оригинальность мастера делает его столь узнаваемым и востребованным у любителей художественной фольклористики. Картины буквально заставляют всматриваться в детали и находить в нетрадиционном реальное и нереальное.
И Буманц в своем творчестве оставляет за собой право наивной живописи, то есть, как художнику деформировать то, что поможет донести свою идею, свою глубокую мысль до своего зрителя. Что заставит его непременно задаться вопросом: "на что направлен взгляд героя? Что видит он такого, чего не вижу я и когда последний раз я открыто и не торопясь смотрел на звёзды?"
Глядя на картины и скульптурные миниатюры Буманца, зритель обязательно улыбнется наивности и открытости героев. Мастер будто хочет вернуть нас к истокам, к тому времени, когда ничто не туманило душу, когда ничто не искажало взгляд на мир, когда ничто не тяготело над неиспорченной, искренней человеческой душой. Такая живопись помогает дольше оставаться ребёнком, а значит, дольше жить светлой и простой жизнью восприимчивого к любви и радости человека.
Светлым и безоблачным, по-детски радостным и оптимистичным, а также наивным и непосредственным можно назвать всю творческую деятельность этого мастера из Нагорного Карабаха. На его картинах жизнеутверждающие яркие краски и, на первый взгляд, необычные персонажи, которые даже на окружающий мир смотрят как бы поверх себя. Многие скажут - нереально и неправдоподобно. Это так, а ведь взрослые не могут указать ребенку, который хочет выразить своё видение мира, мы можем только поинтересоваться у него, к примеру, почему дом на их картине меньше, чем стоящий рядом человек...
Многие, наверное, удивятся глубокому философскому объяснению, что в понятии детей – человек важнее дома, а, значит, больше. Так и картины художника Буманца возвышают человека над обыденностью, и его герои летают, ломая все теории гравитации. Разумеется, летают у него не все герои, но большинство из них устремляет свой взгляд в небо, неестественно запрокинув большую голову с раскосыми глазами.
Именно эта художественная «поверхностность» и детское мировоззрение символически демонстрирует более лёгкий, более свободный способ отношения к жизни. Нередко гиперболизированные герои Буманца выходят за рамки стандартной реальности, привычно раздвигая границы возможного. К слову сказать, у художника своеобразный взгляд даже на личности, которые широко известны по библейским и мифологическим легендам. Одним словом Буманц «придумал» живопись, выполненную в особой и неповторимой, запоминающейся манере.
Художник стремится достичь гармонии даже в незначительном, на первый взгляд, сюжете. Его герои «смотрят» на зрителя широко расставленными глазами придуманных или же реальных образов, где просматривается национальная самобытность предков художника, их вековая мудрость и вера в добро и справедливость. Именно доброта, эмоциональная скромность и некоторое удивление от своего собственного существования создают героев картин, изображенных в незатейливых и добрых сюжетах, такими запоминающимися для зрителей.
Некоторые образы подчёркнуто просты, просты до абсолютной лёгкости восприятия, и названия картин, без вычурности и постороннего мистицизма, подтверждают несложность созданных портретов. Окружающая природа предельно схематична, орнаментальна и даже солнечный диск, напоминающий обычное колесо, не вносит диссонанс в созданный пейзаж. Невероятные очертания приобретают деревья, горы, животные. Теряют привычные границы дома, в озере отражается не то, что мы видим на картине, небо не простое ничто, а явно состоит из видимых осколков, но именно так видит автор окружающее нас.
Рельефная техника мастера придает его работам дополнительную уникальность и делает картины декоративно выраженными, что подчёркивает их своеобразие и эстетическую гармонию. На первый взгляд яркий колотит, не создает излишней аляповатости, несочетаемости, нарочитости цветов. Всё предельно гармонично и введено в рамки сопредельной цветовой гаммы.
Как скульптор, он также любит «разрисовывать» свои стилизованные работы, применяя эффектную цветовую и световую технику. При этом его скульптура полны движения, стремления вперёд. Его скульптура лаконична и предельно ясна.
Несколько слов о художнике
Художник и скульптор Арутюнян Арен Альбертович, работающий под псевдонимом Буманц, родился в 1967 году, в столице Нагорного Карабаха - городе Степанакерте.
Арен Арутюнян уже многие годы работает под псевдонимом «Буманц» («Boomants»).
В свое время окончил художественное училище им. П.Терлемезяна в 1986 году и художественно-театральный институт в Армении в 1994 году. Буманц - участник многочисленных международных выставок, победитель в номинации «За новаторский эксперимент и новизну композиции» Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» 2008 года. Буманц стал обладателем премии за неповторимость национальной самобытности в номинации «Живопись».
В заключение обзора, хотелось бы отметить, что работы мастера великолепно вписываются в современные интерьеры как декоративные украшения. Ни для кого не секрет, что психика человека тянется к чему-то, что поможет отвлечься от жизненной повторяемости и повседневной банальности. Живопись и скульптура Арена Арутюняна относится именно к таким предметам декора: «говорящим» и не пустым.