Она создаёт большие по размеру вытынанки-занавески, для современных интерьеров жилых и общественных заведений. Взяв в руки бумагу и острый нож, она не только возродила древний вид искусства, но и заслужила мировое признание. В нашей публикации удивительная подборка ее масштабных ажурных панно из бумаги, которые уже покорили Польшу, Францию и даже Южную Корею.
Немного из истории
Название вытынанка происходит от слова «вытынать», что значит «вырезать». Этот вид народного творчества, получивший свое развитие на территории Украины в середине ХІХ века, стал разновидностью украинского прикладного декоративного искусства. Именно с той эпохи вытынанки в украинских сельских хатах стали играть роль украшения-оберега. Ажурными бумажными полотнами часто занавешивали окна, чтобы преградить дорогу злым духам и нечистой силе. А еще вытынанки стали служить бюджетным и простым украшением для жилищ к различным праздникам.
Особенностью этой техники являлась симметрия. А чтобы достичь ее, при изготовлении вытынанки бумага складывалась в несколько сложений: от двух до восьми, и с помощью ножниц выполнялись вырезания различных фигур, которые являлись составляющими сложных орнаментов. А при разворачивании изделия получался красивый орнамент, сюжетная композиция или обычная снежинка.
О художнице
Дарья Алешкина родилась в 1982 году в Киеве в семье скульпторов. В 1980-х семья перебралась в сельскую местность Винницкой области, где и прошло детство будущей мастерицы. Там родители Дарьи создавали скульптуры, гончарные изделия, писали картины и воспитывали пятерых детей. «Помню, буквально каждый день мы с братьями и сестрами учились вышивать, ткать, создавать статуи и рисовать. Мои родители много общались с местными бабушками, которые учили их старинным техникам рукоделия, а те, в свою очередь, — учили нас», — вспоминает свои первые шаги в творчестве художница.
Также Дарья призналась, что, когда подросла, становиться художником абсолютно не планировала. Она с детства видела, чего стоит творческий труд, и сколько за него платят на самом деле. Тем не менее, окончить Вижницкий колледж прикладного искусства ей все же пришлось. А позже, по настоянию родителей и Львовскую национальную академию искусств по специальности «монументально-декоративная скульптура».
Свои студенческие годы хрупкая девушка, что называется брала приступом огромные глыбы камня, придавая им художественную форму. И это у нее выходило достаточно хорошо. Студентке Алешкиной часто приходилось представлять Украину на художественных симпозиумах, форумах и выставках.
Еще во время учебы в академии Дарья познакомилась с Гордеем Старухом, также художником. После окончания вуза сыграли свадьбу, и у пары родилось трое деток – Росава, Вакула, Эней. Их семья вот уже сколько лет живет творчеством – Гордей создает лиры, кобзы, бандуры, играет на гитаре в этно-группе, а для Дарьи после рождения детей отдушиной стала «вытынанка».
Что любопытно, об этом народном ремесле Дарья вспомнила в своем первом декретном отпуске как о детском хобби. «Я, как художник, всегда искала свой язык выражения. Занимаясь скульптурой, чувствовала диссонанс, а с вытынанкой сложилось легко и гармонично. Образы сразу вырисовывались в воображении — и воплощались в бумаге", - рассказывает она.
С тех пор прошло немало времени, и между воспитанием детей и домашними хлопотами она успевала создавать идеально выверенные полотна, некоторые из которых достигали пяти метров в высоту. Дарья дарила свои творенья близким, презентовала различным заведениям, благодаря инстаграму у нее появились постоянные заказчики. За десятилетие своей творческой биографии художница создала сотни квадратных метров ажурного полотна, а создаваемые ею орнаменты при этом ни разу не повторились. На сегодняшний день в ее творческой копилке насчитывается более 500 работ, и останавливаться на достигнутом мастерица не собирается.
"Вырезание из бумаги - очень удобный вид для быстрого творческого самовыражения. Материалы доступны, результат быстрый. Я создаю узоры с помощью специального ножа, водя им по полотну, как кистью... После долбления камня это было очень просто. Работая над вытынанкой, воспитываешь в себе терпение. Талант тоже можно приобрести ежедневным трудом и умением учиться и развиваться,"- делится Алешкина.
По словам мастерицы, для того, чтобы создать настоящие творения искусства из бумаги, нужно всего три вещи – бумага, нож и воображение. Так же она признается, что традиционно украинская вытынанка никогда не была больших размеров. Большой размер художница в своем творчестве стала использовать не только для того, чтобы привлечь внимание к «вытынанке» и одновременно возродить это искусство, а с целью осовременить и приблизить к восприятию современного человека. Дарья также раскрыла еще один секрет: чем меньше работа, тем больше усилий она требует от мастера. А вот большая работа и смотрится эффектнее и проще в изготовлении.
Она также, работая даже над 2-3-5 метровыми вытынанками, бумагу складывает вдвое, соблюдая вековые народные традиции. А раскрывая их после окончания вырезания, по признанию самой художницы, происходит настоящее волшебство: возникает совершенно неожиданное симметричное ажурное изображение. Именно этот момент очень вдохновляет Дарью Алешкину на новые и новые работы.
На изготовление одной работы у Дарьи уходит до 10 дней. Она, делая предварительный рисунок, основательно продумывает всю композицию в целом, но каждый раз, раскрывая полотно, мастерица до конца не предполагает, что именно в итоге получится.
Центральными образами ее работ выступают, как правило, женщины, а иногда ангелы, окруженные растительным орнаментом различной конфигурации."Чаще всего в моих сюжетах присутствуют женщины-берегини, я изображаю их в различных эмоциональных состояниях и вплетаю орнаментальные символы — это добавляет целостности композициям."
Что любопытно, многие работы художницы имеют названия"Я даю имена своим работам. Первые вырезки названы стихами. К примеру, одна из них имеет название: "Минуты рядом, как колокол, как тишина и стук обоих сердец; опять захотелось жить дальше, держа ладонь у твоих глаз".
Также благодаря интернету о работах Дарьи Алешкиной узнал весь мир. В 2018 году её пригласили в Париж, где она представляла свои полотна на выставке высокого ремесла ручной работы. Там вытынанки заметили Michelangelo Foundation и пригласили художницу участвовать на Биеннале крафтового искусства в Венеции. К слову, в Париже были очень удивлены, что в Украине есть такой вид искусства. Удивлялись также и тому, что для него используется обычная бумага.
Представляла свои творения Алешкина и в Южной Корее. К слову сказать, если в Париже вытынанками восторгались, то корейцы раскупили половину коллекции. В Украине же ей довольно трудно продавать свои работы потому, как наши люди не привыкли к работам из бумаги, считают её непрочным материалом.
В будущем в планах художницы, обратиться к более долговечным синтетическим материалам, с которыми можно работать вместо ножа лазером. И которые можно будет использовать с практической целью. К примеру, изготавливать высокохудожественные ролеты на окна или солнцезащитные ажурные занавесы. По словам Алешкиной, такие изделия «можно делать объемными и многослойными, на окна и на потолок, а также использовать в пространстве».
Художница уверена, что сегодня у вытынанки новая волна популярности. И об одном сожалеет Дарья, что, к сожалению, вуза, где есть кафедра, посвященная именно изготовлению вытынанки, в Украине нет до сих пор. В Беларуси, к примеру, есть колледж, где обучают этому ремеслу. И она искренне надеется, что и в Украине скоро также появится.
В продолжение темы об искусстве вырезания по бумаге, читайте в нашей публикации о том, как художники мира создают тончайшие бумажные шедевры.