Был ли у Дона Жуана прототип и как персонаж трансформировался со временем
740
просмотров
Дон Жуан – самый известный литературный персонаж Испании. Конкуренцию ему может составить лишь Дон Кихот. Но, если со вторым все понятно, недаром, роман Сервантеса считается одной из самых часто издаваемых книг в мире, то истинная история Дона Жуана для многих остается загадкой.

Трактовок же этого образа в мировом искусстве настолько много, что можно и голову запросто сломать. В классических постановках и даже комедийном кукольном спектакле театра им. Образцова Дон Жуан – коварный соблазнитель, в мюзикле 2003 года он образованный, но сластолюбивый юноша, влюбляющейся в девицу Марию, а у Пушкина в «Маленьких трагедиях» фигурирует Дон Гуан, погибающий от пожатия руки статуи командора.

Кадр из фильма «Дон Жуан» 1926 года

Лично меня неразбериха с Доном Жуаном с детства сводила с ума. В сегодняшнем материале я постараюсь пошагово восстановить историю знаменитого севильского соблазнителя, а также рассказать о том, как и почему его образ трансформировался с течением времени.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

Начать стоит с того, что правильное имя Дона Жуана, не Жуан вовсе, а Хуан, ведь родом он из Испании, точнее из города Севилья, где сегодня установлен памятник величайшему герою-любовнику всех времен и народов. При этом итальянцы именуют его – Дон Джованни, что легко можно заметить, если изучить репертуар оперных театров.

В переложении на русский язык Дона Жуана можно запросто назвать Доном Иваном (тут ассоциации с чеховским дядей Ваней, как говорится, неизбежны). Произношение же Жуан в русском языке закрепилось из-за того, что персонаж пришел к нам из французской литературы. К слову, Александр Сергеевич Пушкин, знавший французский не хуже русского, но при этом владевший и испанским, не рискнул назвать ключевого персонажа пьесы «Каменный гость» Доном Хуаном. Поэт разумно посчитал имя неблагозвучным и нарек главного героя Дон Гуан. К сожалению, другие литераторы инициативу Пушкина не поддержали, и в русской традиции Дон Жуан остался Доном Жуаном.

БЫЛ ЛИ У ДОНА ЖУАНА ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП?

Вопрос, который, должно быть, занимает всех. Хотя стопроцентного подтверждения этому нет, считается, что прототипом известного на весь мир персонажа был Хуан Тенорио – придворный короля Педро Жестокого, взошедшего на престол в 1350 году. Достоверных сведений о жизни сего благородного сеньора у нас не осталось, зато легенды, связанные с ним, начали распространяться по Андалузии уже в конце XIV столетия.

На фото: статуя Дона Жуана в Севилье

Согласно старейшей из них, Дон Хуан Тенорио пытался соблазнить дочь командора монашеского ордена Калатравы. Когда же оскорбленный отец попытался вступиться за честь дочери, Хуан заколол его шпагой. Возмездие не заставило себя долго себя ждать. Францисканцы заманили Тенорио в монастырский сад и там быстренько убили его. Ну, а чтобы потом не было проблем, братия распространила слух, будто развратник был отправлен прямиком в ад статуей командора, восставшего из мира мертвых.

КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ИСТОРИИ О ДОНЕ ЖУАНЕ?

В скорости история о страшной гибели Дона Хуана Тенорио стала популярной и, как водится, обросла множеством интереснейших деталей. Ну, а поэты немедленно принялись сочинять на ее основе баллады и стихи. И, что характерно, до XVII это были вовсе не любовные драмы, а, как сейчас принято говорить, ужасники!

Тот факт, что Дон Хуан попытался соблазнить дочь командора, никого не заинтересовал! Умы литераторов захватила история о насмешнике, который не уважал мир мертвых, за что поплатился и был повержен в ад. Сюжет первых народных баллад был примерно таким: Дон Хуан убивает командора, через некоторое время он возвращается в Севилью, находит на кладбище или в часовне череп своего поверженного врага и, забрав его, предлагает мертвецу явиться на ужин. Далее – предсказуемый результат. Каменный гость приходит и насмешник низвергается в ад. Финита ля комедия.

КАК ХУАН-НАСМЕШНИК ПРЕВРАТИЛСЯ В ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЮБОВНИКА?

Первым разбавить страшную историю любовными похождениям додумался испанский драматург Тирсо де Молина, живший во второй половине XVI — первой половине XVII веков. Его посетила поистине гениальная идея соединить в одной истории сразу две сюжетные линии: оскорбление мертвеца и соблазнение женщин. Считается, что Тирсо де Молина взял за основу старую легенду о Доне Хуан Тенорио и дополнил образ главного героя чертами еще одного реально существовавшего человека – Мигеля де Маньяра, жившего в Севилье в начале XVII века.

Мигель был распутником и отчаянно соблазнял, как простолюдинок, так и знатных дам. Но однажды его посетило страшное видение: благородный сеньор увидел собственные похороны. После этого он раскаялся, построил больницу для бедных и начал вести праведную жизнь.

КАКОЙ ИСТОРИЕЙ ДОНА ЖУАНА ВДОХНОВЛЯЛИСЬ КЛАССИКИ?

Итак, что же происходит в трагедии «Севильский озорник» авторства Тирсо де Молина? Там такая драма-драма, что создатели мыльных опер должны обзавидоваться. Главный герой здесь все еще с фамилией. Зовут его Хуан Тенорье. Вначале истории он под покровом ночи соблазняет герцогиню Изабеллу, выдав себя за ее жениха герцога Октавьо. Обман раскрывается и распутник вынужден бежать из Севильи. В изгнании он успевает совратить юную рыбачку Тисбею, которую вскорости оставляет.

Вернувшись в Севилью, Дон Хуан узнает, что король Альфонс Кастильский планировал отдать за него замуж Анну – дочь знатного командора Гонсало де Ульоа, но узнав о совращении Изабеллы передумал и теперь планирует заставить развратника жениться на соблазненной им герцогине, Анну же обещают герцогу Октавия – бывшему жениху Изабеллы. Между тем, сама Анна влюблена в друга Дона Хуана – маркиза де ла Мота. Благодаря посредничеству Хуана, она назначает маркизу свидание в полночь и просит его прийти на встречу в разноцветном плаще. Но вместо маркиза к Анне является Дон Хуан. Там его застает отец девушки, происходит знаменитая дуэль и севильский обольститель убивает командора Гонсало.

Далее по сюжету Дон Хуан соблазняет еще одну девицу, но под давлением короля решает таки жениться на герцогине Изабелле. Накануне свадьбы распутник посещает часовню, где похоронен убитый им командор Гонсало, дергает статую за бороду и приглашает ее к себе на ужин. Командор является, отводит Дона Хуана в крипту, просит поднять могильную плиту, под которой обнаруживается стол с адскими яствами. Ну, а затем развратник повергается в преисподнюю.

История Тирсо де Молины пришлась и публике, и литераторам по душе. Он, что называется, придумал универсальную формулу, в которой сочетались любовь, приключения, мистика и смерть. Все последующие переложения истории Дона Жуана были лишь адаптациями уже известного сюжета. Так, Пушкин в «Каменном госте» избавился от лишних героев: у него донна Анна стала не дочерью, а вдовой командора, да и Дон Гуан пришел к ней не просто позабавиться, а сгорая от страстной любви.

ОКОНЧАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ДОНА ЖУАНА

В XIX веке образ Дона Жуана снова трансформировался. Теперь он уже не только развратник, искатель приключений и насмешник, вступающий в конфликт с миром мертвых и наказанный за это. Новый Дон Жуан – бунтарь, философ и одиночка, презирающий современное ему лицемерное общество и воспевающий чувственную любовь. За новое прочтение образа севильского соблазнителя нужно благодарить Лорда Байрона: он первым наделил Дона Жуана узнаваемыми чертами романтических героев XIX века. К слову, многие из них свойственны и классическим персонажам русской литературы: Онегину, Чацкому или Печорину.

Кадр из фильма «Дон Жуан де Марко»

И да, именно романом в стихах Байрона вдохновлялись создатели фильма «Дон Жуан де Марко» с Джонни Деппом в главной роли: он точно также в первый раз познает любовь в объятьях донны Юлии, затем становится любовником султанши и живет в наряде девушки в гареме. Даже образ истинной возлюбленной персонажа донны Анны сценарист и режиссер картины Джереми Левин списал с героини романа Байрона гречанки Гайдэ, жившей на маленьком неведомом острове.

Таким образом за три столетия из простого насмешника и героя страшной истории Дон Жуан превратился в сложного трехмерного персонажа, историю которого можно интерпретировать практически на любой лад. Одни авторы педалируют тему мистики и загробного мира, другие делают акцент на амурных похождениях, третьи рассказывают философскую притчу об одиноком бунтаре, наслаждающимся любовными приключениями ровно до тех пор, пока он не познает истинное чувство. И, кто знает, возможно в будущем Дон Жуан обретет совершенно иные черты – тут все в руках писателей, сценаристов и режиссеров.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится