Былое величие и забвение Татьяны Самойловой: советская звезда кино, портрет которой нарисовал Пикассо, последние годы провела в нищете и одиночестве
754
просмотров
Татьяна Самойлова – единственная из всех российских актрис, чья ладонь отпечатана на каннской набережной Круазетт. Именно в её честь названа в Париже аллея роз, прекрасный портрет Татьяны нарисовал сам Пикассо. Только она удостоилась приза за лучшую женскую роль в Каннах. Звезда, сияющая на небосклоне мирового кинематографа, родилась 4 мая 1934 и зашла в свой же день рожденья спустя 80 лет…

Военное детство

Военное детство Татьяна Самойлова и отец Евгений Самойлов

Татьяна родилась в Ленинграде, папа Евгений Самойлов был знаменитым актёром. Ещё будучи школьницей маленькая Таня, сидя за кулисами на репетициях в театре у отца, следила за происходящим как завороженная. С восторгом она глядела на него и в кино. 9 мая 1945 года, в долгожданный День Победы, дочка сказала папе о своей мечте сняться в кино: «Хочу идти по улице и как ты со всеми здороваться». В то время Тане было всего 11 лет. И мечте девочки суждено было сбыться.

Первая любовь

Первая любовь Татьяна Самойлова и Василий Лановой в молодости

Поступив в Щукинское училище, она познакомилась в его стенах со своей первой любовью, Василием Лановым. Они были одногодками и однокурсниками. Её кинодебютом стал фильм «Мексиканец». Съёмки проходили в Одессе, там же Лановой и Самойлова решили пожениться – без торжества зашли в загс и расписались.

Первая роль в кино стоила Татьяне учёбы в театральном. Сниматься в кино запрещалось, и ректор Щукинского училища отчислил Татьяну Самойлову. Зато экзотическую внешность Тани заметила ассистентка Калатозова, которая показала её режиссёру. Так Татьяну Самойлову утвердили на главную роль фильма, вместе с которым она стремительно ворвалась в мир кино, навсегда оставив в нём своё имя и отпечатки своих ладоней на набережной в Каннах.

«Летят журавли»

«Летят журавли» Татьяна Самойлова и Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"

После того как на просмотре картины Хрущев Веронику назвал шлюхой, кино могло лечь на полку. Однако лента попала за границу прямиком на Каннский кинофестиваль. Фильм, который полюбил весь мир, в СССР стали ругать все газеты. Самое больше нарекание вызывала главная героиня – открытая и откровенная. Самойлова ходила в кадре босиком, с распущенными волосами. Критиков возмущало то, что авторы картины были на стороне героини, которая не дождалась любимого с фронта, да ещё и вышла замуж, не любя. «Как можно её оправдывать!» – возмущались критиканы. Однако простому зрителю фильм очень понравился. История девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. Героиня жила по велению сердца, мало думая о том, что скажут люди. Не такой ли была сама Татьяна Самойлова?

«У нас звёзд нет!»

«У нас звёзд нет!» Татьяна Самойлова в Каннах

На премьере в Каннах Татьяна с оператором Урусевским сидели, вжавшись в кресла: «Почему все молчат? Неужели они нас не поняли?» Прошло почти полфильма, а в зале полная тишина. И Таня оглянулась. Она увидела, как все плачут. Молчали зрители, потому что их душили слезы. В конце фильма плакали все, отбросив стеснение, а потом устроили овацию.

Татьяне Самойловой предстояло соревноваться с Софи Лорен, представлявшей кино «Любовь под вязами». Марчелло Мастроянни впоследствии сказал то ли в шутку, то ли всерьез, о том, что Софи Лорен сделала много операций. Но одну из них, благодаря Татьяне Самойловой – для того, чтобы иметь такие же глаза. Премия жюри «Самая скромная и очаровательная актриса» XI Каннского фестиваля 1957 года досталась Самойловой. В саду королевского дворца в её честь посадили апельсиновые и мандариновые деревья.

Во Франции спросили, как она относится к тому, что стала первой советской звездой. Татьяна ответила: «Не знаю, у нас звёзд нет. Есть только хорошие и плохие актрисы, которых любят или не любят». Её же не просто любили, а обожали. Все газеты и журналы пестрели фотографиями Самойловой, заголовками о ней. В кинотеатрах стояли очереди – все хотели увидеть её.

Жизнь после триумфа

Жизнь после триумфа

Возвращение в СССР отрезвило Татьяну. В Москве Госкино стали одолевать режиссёры и продюсеры со всех уголков мира – все хотели видеть девушку с раскосыми глазами в главных ролях. Чиновники слали за рубеж отказы, один нелепее другого. Они отвечали, что Самойлова не имеет высшего образования, что она занята, либо болеет и не может приехать «по причине тяжелого состояния».

С Лановым они отдалялись друг от друга. И однажды Татьяна сказала сама: «Давай расстанемся…» Даже съемки в совместном фильме «Анна Каренина», в котором Василий Лановой играл Вронского, а Самойлова – главную роль, не вернули теплые отношения. Бывшие супруги остались в статусе коллег, и не более.

Бедность, больницы, одиночество – так жила в последние годы актриса, чьё имя вписано во все киноэнциклопедии мира. Коллеги говорили про нее: «Не похожая ни на кого в этом мире одинаковых людей».

Самойлову вновь приглашали в Канны на кинофестиваль в 2008-м году. Татьяне Евгеньевне предоставляли полное содержание, но проезд туда и обратно нужно было оплачивать самостоятельно. Заветный билет в Париж оказался не по средствам народной артистке. Она не могла себе его купить, получая нищенскую пенсию. И ни один человек не помог Татьяне Самойловой попасть ещё раз на торжество кинематографа…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится