Царица висячих садов и фальшивых слонов: кем была загадочная Семирамида?
812
просмотров
Таинственная красавица свела с ума царя Вавилона и украсила город садами. Она также воевала с Индией и Арменией, любила коней и первой завела при дворе евнухов.

 Имя царицы древнего Вавилона Семирамиды стало бессмертным благодаря одному из чудес света — висячим садам её имени. При этом доподлинно неизвестно, существовала ли такая правительница на самом деле.

Современные исследователи считают, что история Семирамиды — это искажённая легендами биография реальной царицы Шаммурамат, которая правила Междуречьем 811−806 годах до нашей эры. Шаммурамат была регентшей при своём малолетнем сыне. До его совершеннолетия она правила единолично, не обращая внимания на советы знати или старейшин. По самой популярной версии, именно при ней начали постройку знаменитых висячих садов. Даже когда её сын стал царём, Шаммурамат оставалась, судя по храмовым записям, влиятельной персоной при дворе. Достоверных сведений о ней и о её деяниях сохранилось очень мало.

Спустя века жизнь древней регентши обросла мифами и легендами. Как считают исследователи, в этих историях образ реальной правительницы смешался с мифологическими персонажами вроде вавилонской богини Иштар или даже греческой Геры. Античный историк Диодор Сициллийский, живший спустя восемь веков, упорядочил эти предания, и именно в его изложении легенды о царице Семирамиде дошли до наших дней.

Пастух находит Семирамиду. Эрнест Валказинс, 1915

 Семирамида была дочерью морской богини Деркето и смертного. Мать оставила ребёнка в лесу, где девочку вскормили голуби. Её нашёл царский пастух Сима и воспитал дитя, дав малышке имя Семирамида, что значит «голубка». Девушка выросла такой красивой, что её взял в жёны Онней, генерал царя Ассирии Нины. Военачальник взял молодую красавицу с собой на войну, где та лично возглавила одну из атак при штурме крепости, что привело к победе ассирийцев.

Царь Нин, увидев прекрасную воительницу, потребовал у Оннея, чтобы тот отдал свою жену ему, предложив генералу взамен свою дочь. Влюблённый генерал отказался. Тогда правитель пригрозил выколоть военачальнику глаза. Не в силах отказаться от своей любимой женщины, генерал повесился. Царя такой исход вполне устроил, и он быстро взял юную вдову в жёны.

Новая царица продолжила ходить в военные походы. Во время одного из них она родила Нину сына Ниния. Через некоторое время, когда Ближний Восток был почти полностью покорён, царя смертельно ранили во время штурма одной из крепостей. В пылу сражения, чтобы поддержать боевой дух воинов-ассирийцев, Семирамида принялась рассылать в войска приказы от имени малолетнего сына. После победы, Семирамида официально объявила себя регентшей и заявила о продолжении курса покойного мужа.

Царица Семирамида. Гверчино, 1645.

Действительно, царица продолжила воевать. За своё долгое регентское правление (по Диодору оно длилось 42 года) Семирамида присоединила к государству Ливию с Эфиопией и отправилась завоёвывать Индию. Однако там ассирийцы встретились с неожиданной проблемой: индийская армия имела в своём арсенале боевых слонов. Семирамида решила напугать индийцев. Она приказала забить тысячу чёрных быков, шкуры которых натянули на деревянные каркасы. Получились огромные чучела, отдалённо напоминавшие гигантских слонов. Этих монстров на колёсиках двигали упряжки верблюдов. Первая атака имела успех, но когда индийцы и их настоящие слоны отсмеялись, они разбили нападавших и даже ранили саму царицу, вынудив ассирийцев бежать из Индии.

Вернувшись после неудачного похода, Семирамида занялась градостроительством. Одним из её начинаний должен был стать тоннель под Евфратом, соединявший две части Вавилона. Другим её проектом стали висячие сады, прославившиеся как одно из чудес света. По описаниям Диодора, это были многоступенчатые террасы, на которых росли горные растения. Их орошала вода, специально поднимавшаяся из Евфрата. Высота конструкции достигала 60-ти метров, причем на каждой из террас слой почвы был такой, чтобы деревья могли пустить глубокие корни. Некоторые современные учёные сомневаются в том, существовало ли это сооружение на самом деле, потому что все источники, говорящие о нём, относятся уже к поздней античности, а раскопки на предполагаемом месте расположения садов ничего не дали.

По армянской легенде Семирамида (которую древние армяне называли Шамирам) была пленена красотой их царя Ары Прекрасного. Она послала ему письмо с предложением о браке и объединении двух государств. Однако армянский правитель отказался. Тогда Семирамида-Шамирам пошла войной на Армению. Царица требовала взять Ару живым, но его к ней доставили уже смертельно раненым в бою. У неё в шатре царь Армении и умер. Семирамиду это не смутило. Она повелела своему придворному жрецу воскресить Ару. Жрец принялся призывать собакоголовых монстров, чтобы те зализали раны, но царь почему-то не воскрес. Тогда Семирамида объявила армянам, что их царь жив, и согласился стать её мужем. Она даже издалека предъявила Ару его подданным (роль мёртвого царя исполнил один из любовников Семирамиды). Обман сработал, и армяне разошлись по домам…

Семирамида у тела Ары Прекрасного. Вардекс Суренянц, 1899.

 Легенды, относящиеся к раннехристианскому периоду, приписывают Семирамиде изобретение оскопления и пояса верности и вообще напирают на похотливость царицы. Рассказывали, что она имела интимную связь с собственным сыном и с конём. По одной из поздних версий, потеряв возлюбленного жеребца, она бросилась в его погребальный костёр и сгорела. По другой версии, Семирамида стала жертвой заговора собственного сына, которому надоело так долго быть задвинутым на второй план. Якобы, оракул предупреждал её о смерти от рук сына, но царица отмахнулась от предсказания. Тем временем уже немолодой законный правитель договорился с одним из евнухов, у которого были вполне очевидные причины не любить Семирамиду, и вместе они убили царицу. Ниний, наконец, стал полноценным правителем.

В средневековье и позже имя древней вавилонской царицы уже плотно ассоциировалось с распущенностью. В «Божественной комедии» Данте Алигьери Семирамида появляется во втором круге Ада среди похотливых душ. Многие современные исследователи считают, кто корни такого негативного отношения к древней царице восходят к раннехристианским авторам, откровенно очернявшим прославленных язычников. Царица, которую считали полубогиней, была вполне подходящей мишенью для этого. В новое время отношение к древней царице смягчилось. Великий французский просветитель Вольтер написал трагедию «Семирамида». А когда он называл российскую императрицу Екатерину II, с которой состоял в переписке, «Семирамидой Севера», Вальтер явно не намекал на личную жизнь русской царицы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится