Любители советского кино старшего поколения хорошо помнят этого озорного мальчишку с обаятельной улыбкой. Страна впервые увидела и услышала его в 1955-м. В тот год мальчик озвучил иностранный фильм для проката в СССР и снялся в четырех отечественных кинопроектах, самым ярким из которых был фильм "Дело Румянцева". А еще через три года он сыграл в главную роль в ленте "Дружок"(1958).
К четырнадцати годам за плечами юного актера была уже внушительная фильмография – восемь ролей в кино. Талантливый, искренний, озорной, он был украшением всех своих кинофильмов, часть которых вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. И если бы не одно обстоятельство, Виктор Коваль наверняка смог бы стать звездой советского экрана. Но кинолента "Любушка", снятая в 1961 году, стала последней его работой.
Ирония судьбы
Родился Витя Коваль в Москве 29 сентября 1947 года в семье военнослужащего. В 1955—1961 годах активно снимался в кино и озвучивал иностранные фильмы, которые шли в прокате в СССР. Рассудительный не по годам, Витя с ранних лет удивлял как родных, так и школьных учителей своими творческими способностями. Он превосходно рисовал, сочинял стихи. А как он органично и естественно смотрелся на съемочной площадке... Ему могли позавидовать даже взрослые актеры. К слову, его коллегами по съёмочным площадкам были довольно известные на то время артисты - Олег Ефремов, Нина Дорошина, Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев.
Из воспоминаний очевидцев: "Мальчишка был настолько активным, что успевал не только профессионально входить в свою роль, но и пытался руководить съёмочной группой, отдавая команды «Мотор» или объявляя «Генеральную репетицию»". Многие тогда пророчили ему яркую судьбу актера или же блестящую карьеру кинорежиссера. Талантливый мальчуган и сам был в этом уверен, пока не случилось непредвиденное.
Для всех окружающих вдруг стало очевидным, что Виктор после 12-ти лет перестал расти. Это не на шутку насторожило родных. Начались бесконечные обследования и «походы» по докторам. По итогу выяснилось, что причина остановки роста имела чисто психологический характер, связанная с внутренним переживанием. Витя подсознательно очень боялся меняться, считая, что его повзрослевшего перестанут снимать в кино. Поэтому доктора настоятельно рекомендовали родителям изменить профориентацию сына, чтобы избежать более тяжёлых проблем со здоровьем.
Геннадий Юхтин, актер игравший вместе с мальчиком, позже вспоминал: "Родственники запретили ему сниматься в кино, чтобы он рос, был здоровым, нормальным человеком. И меня даже попросили не звонить ему. Мы встретились через 10 лет… Он окончил художественное училище, работает учителем рисования, а актером он не стал, зато жив-здоров… Мы встретились в период подъема субкультуры хиппи. Борода у него была большая, длинные волосы — изменился. Одни глаза только, как смородина, черные, остались."
Человек многих талантов
Виктор со временем действительно вырос. А его актерский талант не пропал и не растворился, он дал свои всходы, трансформировавшись в иной вид творчества. Сразу после школы Коваль окончил художественное отделение полиграфического вуза. Со студенческой скамьи, он создавал красочные иллюстрации для книг, журналов и газет. Его работы часто печатали многие солидные московские издания.
Но Коваль и на этом не остановился, он продолжал удивлять окружающих своей неуемной энергией, задором и необыкновенной одаренностью. "Человек многих талантов" - так все о нём говорили. Он стал широко известен в московских кругах творческих людей, и как художник, и как чтец-декламатор, и как прозаик, поэт, а еще автор песен.
Виктор Станиславович издал четыре сборника своих стихов, был принят в члены Союза писателей, а в конце 80–х стал участником знаменитой поэтической группы «Альманах», в которую входили М. Айзенберг, С. Гандлевский, Т. Кибиров, Д. Новиков и Л. Рубинштейн. Публиковался он в различных периодических изданиях, сборниках и антологиях на родине и за рубежом, участвовал в поэтических фестивалях во многих городах России, а также Лондоне, Кембридже, Гетеборге, Милане. В 2007 году он был удостоен премии «Золотой теленок» от «Литературной Газеты».
А еще Коваль продолжал быть артистом. Он стал легендой в жанре голосового стиха и мастером еще не существовавшего тогда поэтического слэма. Он, декламируя свои насмешливые стихи. буквально предвосхитил появление в России такого жанра, как "рэп". А ещё Коваль был автором почти всех стихов к альбому Бутусова и Каспаряна. Все говорили: то, что он делает, является одинаково органичным и при этом выдающимся.
На сцене Виктору Ковалю не было равных. Свои стихи, в которых бытовой аспект переплетался с его жизненной философией, Коваль не просто декламировал, "он пел, подпрыгивал, танцевал и кричал петухом. При этом даже для самых ритмически хаотичных текстов он создавал ритмический фон, используя высоту голоса, движения и переходя с истерического вопля на интимный шепот".
Его близкий друг по литературному клубу Лев Рубинштейн как-то, рассуждая о многогранном таланте Коваля, сказал : «Если бы мне пришлось объяснять инопланетянину значение слова «талант», я бы просто показал ему Витю. Виктор совершенно не поддаётся какой-либо классификации. Он абсолютно уникален».
Когда в 2021 году Виктора Станиславовича не стало, о нем написали в прессе слова, которые как нельзя точно подвели черту под его жизненной стезёй: "Он жил в этом мире по всем канонам любознательного туриста откуда-то извне: был вежлив, все с интересом пробовал, дружил, пил, шумел, был мужем и отцом, старался не слишком шокировать местных жителей своими нереальными для этого мира способностями. А сейчас его с нами нет... Он как будто оттолкнулся ногой от земли и вернулся домой — в пустоту".
Виктор Коваль скоропостижно скончался на 74 году жизни вследствие короновирусной инфекции. Хоронили его в очень холодный зимний день. О смерти сообщили самым близким, поэтому попрощаться пришли немногие. Родственники не хотели рисковать здоровьем многочисленных друзей Виктора Станиславовича.