Чем очаровательна усадьба Кузьминки
698
просмотров
Князь Сергей Михайлович Голицын[1], невероятно любивший её, ежегодно тратил на её содержание приличные суммы. Он обижался, когда знакомые и приятели именовали её по-простонародному. Речь идёт не о возлюбленной.

Все вышесказанное относится к подмосковной вотчине, которую Голицын обустраивал в течение тридцати лет и в которой он нашёл свое последнее земное пристанище.

«Усадьба Кузминки», как говорили простые люди в XIX веке и как сейчас называем мы, «село Влахернское или Мельница», как называл её хозяин, была одновременно дачей, образцовым хозяйством, архитектурно-парковой жемчужиной и мемориальным местом, где жила память о выдающихся предках владельца и русских императорах, начиная с Петра Великого.

Сергей Голицын сделал то, что за триста лет в полной мере не удавалось ни его предшественникам, ни потомкам: при нем Кузьминки поражали масштабом, ухоженностью и безупречным вкусом. Здесь все было comme il faut. Это было жилище вельможи и аристократа.

Ансамбль Кузьминок складывался в течение ста с лишним лет, с начала XVIII до середины XIX века. Вплоть до революции 1917 года усадьба никогда не продавалась чужим лицам и переходила по наследству ближайшим родственникам — представителям рода Строгановых, а затем Голицыных. Конечно, усадьба меняла внешний облик в соответствии со сменой архитектурных и садово-парковых стилей. Усадебный комплекс достраивали, перестраивали и поновляли.

В 1820-е–1840-е годы под руководством семейства архитекторов Жилярди произошла последняя масштабная перестройка. Но в целом Кузьминки хранили атмосферу старины, а каждая следующая эпоха до 1917 года не уничтожала, а бережно наслаивалась на предыдущую. Уже тогда многим любителям истории и искусства было очевидно, что Кузьминки представляют собой выдающийся памятник культуры, хотя усадьба была еще живым, меняющимся и функционирующим хозяйством[2].

При С.М. Голицыне Кузьминки полностью сформировались как своеобразное созвучие локальных архитектурно-парковых ансамблей в составе одного масштабного и величественного ансамбля усадьбы. Многие из комплексов называли дворами: Господский, Хозяйственный, Конный, Скотный. Архитектурными комплексами можно назвать и Влахернскую церковь с колокольней и ризницей, Слободку для дворовых людей, флигели Садоводства с домом садовника и оранжереями.

Примечательно, что постройки расположены в Кузьминках не компактно, а на удалении друг от друга, по двум берегам каскада прудов.

Они как бы небрежно и живописно «раскиданы» на огромном пространстве в несколько сотен гектаров. В этом прослеживается пейзажный принцип планировки. Тот же принцип встречается в загородных царских резиденциях, из которых самым близким к Кузьминкам стилистическим образцом является Павловск.

Князь Голицын не был горячо увлечен изящными искусствами, не получал образование в европейских университетах и не жил годами за границей. Он никогда не держал первенство в украшении своей усадьбы выдающимися образцами европейской архитектуры и скульптуры. Не стремясь поразить и удивить своих гостей, он, тем не менее, умел выбирать лучшее.

Кузьминки — удивительная усадьба, в которой соединились черты отдельных, очень разных и одновременно родственных друг другу государств и городов.

Ведущим стилевым направлением Кузьминок, безусловно, является классицизм.  Самым ярким образцом этого стиля стало здание Конного двора. Оно было построено по проекту Доменико Жилярди в 1820-х годах.

Названия «Конный двор», «конюшенный двор» или попросту «конюшни» совсем не отражают впечатления от того, что в действительности мы видим перед собой. Это сооружение больше похоже на дворец. Огромный, но при этом гармоничный комплекс живописно раскинулся на берегу Верхнего пруда.

Конный двор выстроен в форме каре с открытым внутренним двором. Парадный фасад — это высокая арка-ниша в центре, называемая Музыкальным павильоном и соединенные с ним стеной два флигеля. Колоннада Музыкального павильона, рельефные украшения на стенах, рустованные поверхности и знаменитые «Юноши, укрощающие лошадей» П. Клодта напоминают о прекрасном искусстве Греции и Рима.

Яркими примерами позднего классицизма являются и шестнадцать скульптур грифонов, которые поддерживают чугунные канделябры Господского двора. Источником вдохновения  мастерских Дж. Артари и С. Кампиони при создании этих выдающихся произведений, без сомнения, были античные, скорее всего, греческие образцы. Отметим схожесть грифонов в Кузьминках с греческим скульптурным изображением сидящего грифона, находящегося ныне в Мюнхенской глиптотеке.

Типичный образ русской дворянской усадьбы начала XIX столетия передают также церковь, два классических флигеля господского дома, центральная часть и барельефы оранжереи, а также чугунная решетка ограды Господского двора. Эта решетка, как и скульптуры, фонари, мосты, гладь воды вызывают ассоциацию с Петербургом, атмосфера и стиль которого в этой, казалось бы, очень московской усадьбе, постоянно сопровождают посетителей.

К садам галантного XVIII столетия отсылает нас французский регулярный парк с двенадцатью лучами-просеками, обсаженными липами, в центре которого когда-то располагалась статуя бога солнца Аполлона. Парк был разбит в 1760-е годы, при отце С.М. Голицына князе Михаиле Михайловиче. Еще одно название парка — «Часы». Оно указывает на практическое использование этой части усадьбы в качестве больших солнечных часов.

Заслуживает внимания перекличка с итальянским искусством, о котором неоднократно упоминали те, кто видели усадьбу Кузьминки в пору расцвета. Н. Руднев писал, что Влахернское «едва ли уступит какой-нибудь великолепной Итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером».

Так называемая «Львиная пристань», расположенная на берегу Верхнего пруда и украшенная скульптурами четырех египетских львов, как и арочные мосты неподалеку, напоминают виды Венеции. Чугунные скульптуры львов, величественно лежащих на пристани, а также украшающие парадный двор усадьбы, являются одной из вариаций на тему древнеегипетских изваяний IV в. до н.э.

Из Египта они попали в Рим, а потом в Париж и Лондон и вдохновляли скульпторов XVIII–XIX веков. Копии, выполнявшиеся в мастерских, открытых европейскими художниками и скульпторами в России, сохранились в усадьбе Марьино и в Архангельском.

Египетская тема в стилистике Кузьминок — одна из самых интересных. В этом стиле построены оранжерея и кухня. Крылатый египетский диск, иероглифы, львиная голова и сфинги, маскароны в виде египетских божеств, капители колонн, стилизованные под лепестки лотоса — эти и другие детали придают сооружениям необычный вид.

Пока до конца неясно, кто из архитекторов, скульпторов или художников предложил хозяевам такое любопытное решение. Предполагают, что в разное время в строительстве и оформлении двух «египетских» зданий принимали участие И. Шнейдер, И. Жеребцов, Р. Казаков, И. Еготов, И. Жилярди, Д. Жилярди, А. Воронихин.

В 1830-х–1840-х годах классицизм уступил место романтизму, историзму и эклектике. В это время Доменико Жилярди, являвшийся одним из последних выдающихся архитекторов-классицистов, покинул Россию и вернулся на родину в Швейцарию. После него в Кузьминках в стиле неоготики был возведен новый Скотный двор, похожий на старинную европейскую ферму.  Грандиозный и обширный, он, как и Конный двор, скорее напоминает дворец.

Экстерьер усадебной церкви все также сохранял классические черты. Но особое символическое значение приобрела древняя византийская икона Божьей Матери, родовая святыня Строгановых и Голицыных. Во имя этой иконы еще в начале XVIII века была освящена первая церковь в Кузьминках. Благодаря ей появилось и название местности — село Влахернское. Князь Голицын, человек глубоко религиозный, придавал большое значение ценности этой иконы.

К византийскому искусству и культуре в данный период обращались как к основе древнерусского искусства. Именно поэтому в 1850 году Кузьминки, а вернее село Влахернское, уже позиционировалось как своеобразное место памяти, которое  «именем своим также должно напоминать древнюю Византийскую Влахерну, как наши: Вифания и Новый Иерусалим напоминают священнейшие места Палестины». 

Этот пересмотр культурных ценностей означал большой поворот ко всему русскому. С 1830-х годов любовь к национальной культуре осознанно подчеркивалась как важная составляющая мировоззрения русского человека. Стоит заметить, что в течение всей жизни, вне зависимости от моды и стиля, хозяин Кузьминок считал себя именно таким человеком.

Князь Голицын бывал в заграничных путешествиях, однако большую часть времени проводил в России, особенно любил Москву.

Он был успешным владельцем заводов на Урале и рачительным хозяином. Все то полезное и ценное, что он видел за границей, он старался использовать у себя на родине. Все его заграничные покупки, в том числе произведения искусства, предназначались для России. В этом, безусловно, заключается одна из причин, по которой процветала и его усадьба.

***

[1] Князь С.М. Голицын (1774-1859) больше всего известен своей благотворительной деятельностью. Лучшая и самая содержательная книга о нем и усадьбе Кузьминки издана в 2008 году. См.: Е.В. Олейниченко. Князь Сергей Михайлович Голицын  — хозяин усадьбы Кузьминки. М., 2008.

[2] Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в издававшейся с 1827 по 1831 год книге И.Г. Гурьянова «Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» есть статья о Кузьминках как о подмосковной достопримечательности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится