Историки кинематографа знают, что колоризация фильмов – не такое уж и новшество. Еще в 1895 году Томас Эдисон придумал и собственноручно опробовал способ раскраски кинопленки анилиновыми красителями. Один из пионеров немого кино Жорж Мельес выпускал колоризованные фильмы в начале XX века, однако в то время для этого требовалась целая бригада художниц, ведь каждый кадрик разрисовывался вручную тонкими кисточками. Цвет таких копий «дышал» так как оттенок краски немного менялся на каждой отдельной «картинке».
Позднее придумали методы тонирования и трафаретов (техника колоризации «Патеколор» была создана в 1905 году), но они также оставались ручными и очень трудоемкими. В советском кинематографе первым экспериментом подобного рода считают красный флаг на броненосце Потемкин, который Сергей Эйзенштейн раскрасил вручную сам. Конечно, во всех этих случаях речь шла об авторском замысле. Режиссеры сразу создавали, пусть и наивную, несовершенную с современной точки зрения, но цветную картину. Специалисты считают, что качественно раскрасить пленку, отснятую как черно-белую невозможно, ведь при этом постановка цвета и даже грим актеров имеют ряд особенностей. При раскрашивании изображение часто из-за этого становится неестественным.
XXI век принес с собой и цифровые возможности для калоризации. В 2009 году на экраны вышли цветные версии фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни „старики“». Опрос, проведенный по запросу «Первого канала», показал, что 89% зрителей положительно оценили колоризированные версии, но на просторах интернета и в СМИ с тех пор не утихает полемика. Многочисленные пародии на «раскрашенного Штирлица» показали общее отношение телеаудитории к подобным экспериментам. Сам Вячеслав Тихонов отозвался о новой версии фильма крайне неодобрительно, ведь кроме раскрашивания его изрядно «подрезали»:
«То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.»
Странно, что выбор первых «жертв» калоризации был сделан настолько неудачно, ведь именно эти фильмы задумывались и создавались черно-белыми специально, чтобы передать время и создать определенную атмосферу.
Несмотря на очень неоднозначные результаты и многочисленную критику, процесс калоризации продолжался полным ходом. Сегодня уже завершена работа над раскрашенными версиями следующих фильмов: «Семнадцать мгновений весны» (2009), «В бой идут одни старики» (2009), «Золушка» (2009), «Подкидыш» (2010), «Волга, Волга» (2010), «Весёлые ребята» (2010), «Весна на Заречной улице» (2010), «Три тополя на Плющихе» (2011), «Офицеры» (2011), «Цирк» (2011), «Приходите завтра…» (2011), «Небесный тихоход» (2012), «Отец солдата» (2013), «Аршин мал алан» (2013), «Кащей Бессмертный» (2014) и «Берегись автомобиля» (2017). Сейчас ведется колоризация фильмов «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Золотой теленок», «Весна» и «Александр Невский».
Хочется отметить, что калоризация, даже в цифровом варианте, - это долгий и трудоемкий процесс. Затраты на создание обновленной версии фильма сравнимы со съемками одной серии современного сериала, насыщенного спецэффектами и собирающего, в результате, гораздо больше зрительской аудитории у экранов. Раскрашенные старые фильмы же обычно вызывают шквал критики и очень небольшой всплеск интереса. На вопрос о том, зачем же этот процесс так упорно продолжают, существует ответ, который часто приводится в полемике и выглядит достаточно убедительным - при создании новой цветной версии возникают новые авторские права на ленту и, возможно, именно это является основным стимулом для их создания.
Кстати, в Америке, где подобный процесс начался на несколько десятилетий раньше, ситуация была очень похожей: раскрашенные версии фильмов вызывали у зрителей смешанную реакцию вплоть до полного неприятия. Так, например, когда собрались раскрашивать «Гражданина Кейна» - святыню американского кино, - разразился невероятный скандал. Интересно, что пока только два фильма в колоризированной версии вызвали одобрение зрителей и, соответственно, значимый отклик по просмотрам – это американский фильм ужасов «Ночь живых мертвецов» и наша старая, всеми любимая «Золушка». И в том, и в другом случае, кстати, фильмы не были сняты цветными только по техническим или финансовым причинам, поэтому создание их раскрашенных версий было даже исторически оправдано.