1. Трилогия про Джонни Максвелла, Терри Пратчетт, 12+
Джонни Максвелл — простой английский парень, которого волнуют совершенно обыденные вещи. Но только на первый взгляд. На самом же деле, как и все супергерои, он постоянно попадает в невероятные приключения: в повести «Только ты можешь спасти человечество» становится персонажем видеоигры, в «Джонни и мертвецы» вступает в контакт с потусторонними силами, а в финальной книге «Джонни и бомба» переносится в прошлое — в годы Второй мировой войны. Каждое приключение Джонни не только увлекает читателя, но и задает ему далеко не простые вопросы.
2. «Экспедиция в преисподнюю», Аркадий Стругацкий (С. Ярославцев), 12+
Атос, Портос и Арамис — трое обычных подростков из XXIII века. «Золотого века человечества», как его называют современники. Они занимаются наукой, спортом, инженерией и ведут обычный образ жизни для человека будущего. А потом появляются вольные пираты с планеты негодяев, которые хотят украсть и продать в рабство жителей Земли. Кто будет нейтрализовывать узурпаторов? Трое подростков-«мушкетеров», конечно же.
Вообще, сначала эта повесть была сценарием для мультфильма, но его не пропустила советская цензура. И Аркадий Стругацкий (Ярославцев — это его псевдоним, в данном случае он писал один, без брата) сделал из него еще одну книгу. На радость всем, кто визуальному контенту предпочитает старый добрый текст.
3. «История с кладбищем», Нил Гейман, 12+
Завязка у истории жутковатая: у маленького мальчика погибает семья, и он оказывается один настаром кладбище. Но дальше начинается вполне добрая сказка: малыша берут под опеку местные — призраки, ведьма, вампир и оборотень. Новая семья дает мальчику имя Никто и воспитывает достойным человеком, чтобы, когда вырастет, он мог вернуться в мир людей и разобраться, что же случилось с его семьей.
Мрачная (но добрая) сказка Нила Геймана похожа сразу и на мультфильмы Тима Бертона, и на приключения Маугли. А еще в книге много размышлений о месте человека в этом мире — и о том, что он может оставить после себя.
4. «Недотепа» и «Непоседа», Сергей Лукьяненко, 16+
Дилогия о волшебнике Триксе Солье — история о взрослении и становлении личности. Первая книга, «Недотепа», рассказывает о юности главного героя. Он в то время был еще сыном герцога, но потом потерял семью и отправился в опасное путешествие в школу мага. Во время этого путешествия Трикс взрослеет, развивается, знакомится с миром, от которого был отгорожен раньше. И многое понимает про себя и жизнь.
В «Непоседе» Трикс уже молодой волшебник, а путь его лежит на Дальний Восток, где (разумеется) нужно срочно кого-то спасать. Вместе книги складываются в классическую историю взросления, но с классным фантастическим антуражем.
5. «Заговор Мерлина», Диана Винн Джонс, 12+
Девочка Родди и ее лучший друг Грундо, жители альтернативной Англии, совершают магический ритуал по призыву некого могущественного союзника, чтобы спасти свое королевство от верховного колдуна Мерлина. Но что-то идет не так — в мир к ребятам попадает не маг, а Ник Мэллори, обычный подросток из нашего мира. Приходится работать с тем, что есть, — спасать Вселенную втроем.
Читателя ждут интриги, политические игры волшебников и заговор, который должны распутать герои. Главная особенность истории — до мельчайших деталей продуманная альтернативная вселенная, в «неправильную» Англию начинаешь искренне верить.
6. «Миссис Фрисби и крысы НИПЗ», Роберт О’Брайен, 12+
Семейство мышей по фамилии Фрисби переживает нелегкие времена. Зима закончилась и принесла много бед: мать семейства, миссис Фрисби, овдовела, но при этом ей нужно выхаживать больного сына. Его нельзя перевозить с места на место, но скоро наступит пахота поля — потребуется переезжать в летний дом, иначе семью настигнет голод. Что делать, подсказывают умные экспериментальные крысы, новые знакомые миссис Фрисби. Роберт О’Брайен написал историю о сказочных персонажах, попавших далеко не в сказочную ситуацию. Не «Скотный двор», конечно, но ученикам средней школы он пока и не нужен. А вот эта книга — вполне.
7. «Имею скафандр — готов путешествовать», Роберт Хайнлайн, 12+
Клиффорд «Кип» Рассел случайно выигрывает конкурс слоганов для рекламы и получает приз — подержанный скафандр космонавта. Подросток решает, что это его шанс осуществить мечту — попасть на Луну. Он чинит скафандр и совершенно случайно ловит радиовызов на космической волне, а потом оказывается на борту летающей тарелки. Полет на Луну превращается из мечты в реальность, но, как и любая реальная история, тут же обрастает проблемами: теперь герою предстоит встреча с космическими пиратами, а потом, конечно же, надо будет спасти Землю. Нелюдимый парень, который раньше жил только мечтами, вынужден повзрослеть, научиться принимать решения и нести за них ответственность, а читатель проходит эти жизненные уроки вместе с ним.
8. «Хроники Расколотого королевства», Фрэнсис Хардинг, 12+
В стране, напоминающей Англию XVIII века, живет двенадцатилетняя сирота Мошка Май. Однажды она решает сбежать от злого дяди, который относится к ней как к обузе, и случайно становится спутницей авантюриста, поэта и афериста Эпонимия Клента. Поначалу ребята не доверяют друг другу (и на это есть основания), но, случайно оказавшись в центре заговора, вынуждены объединиться, чтобы выжить.
«Хроники Расколотого королевства» — история про предательства и интриги. В книге поднимаются вопросы пропаганды, борьбы за свободу и власть. В общем, все то, что интересует современных подростков с активной гражданской позицией.
9. «Норман», Камель Бенауда, 12+
Супергеройская история наоборот: Норман — самый обычный подросток, а вокруг него — люди со сверхспособностями. Совершенно обыкновенному мальчику жить среди таких людей тяжело. А еще ведь есть тест на суперсилу — его должен пройти каждый, иначе увезут в лабораторию и будут ставить на тебе опыты. Хорошо, что обычный с виду парень умеет дружить — и его товарищи-супергерои придумывают, как спасти Нормана.
Книга поднимает классические для подросткового романа проблемы отрешенности от сверстников и самореализации. Но Камель Бенауда идет по другому пути и разрушает самый популярный среди подростков миф — супергероику. Намекая на то, что главная наша суперсила — умение строить честные, искренние отношения с другими.