В этих статьях мы постараемся кратко представить историю развития понятия арт-активизма в России, этапы её развития и основные направления с 1990-х по настоящее время.
История появления
Чтобы разобраться поподробнее, нужно взглянуть на историю возникновения этого понятия. Арт-активизм очень близко связан, можно сказать, произошёл от понятия «протестная культура». Протестная культура сама по себе полностью связана с идеей критики или же отрицанием существующих в обществе норм, ценностей и установленных идеалов. Западные социологи склоняются к выводу, что протестная культура это вынужденная организованная форма в сфере публичной политики, которая осуществляется неполитическими методами.
Если рассматривать причины возникновения общественных протестов, то чаще всего они возникают из-за складывающегося у людей ощущения расхождения между существующим и ожидаемым положением дел в стране, городе или другом обособленном сообществе. Из-за возникающего острого чувства неудовлетворенности жизнью и обществом у граждан зарождается желание изменить ситуацию (и чаще всего, чем быстрее тем лучше).
Именно сильные негативные эмоции становятся импульсом и впоследствии ресурсом для появления тех или иных форм протеста, которые стремятся привлечь внимание к социальным, политическим, экономическим и другим проблемам. Так как протестное настроение не может существовать только в одной сфере жизни человека, выражаясь только через политические протесты и митинги – оно проникает во все возможные области взаимодействия индивида и общества. Искусство как один из таких видов выражения протеста достойный тому пример.
Так появляется протестное искусство, то есть творчество всех активистов и общественных движений, которое используется как средство коммуникации с гражданами, чтобы проинформировать и направить их в нужное русло для изменения существующего положения. Очень часто работы протестного искусства используются на митингах, демонстрациях и других актах гражданского неповиновения. Такое искусство создает определённую и доступную всем среду, которую можно использовать чтобы влиять на политическую и социальную повестку. Существует несколько версий, когда этот термин появился в обществе и начал использоваться, но начало XX века – самый распространенный вариант.
Ещё одно важное понятие для обсуждения данной темы, необходимое для дальнейшего понимания арт-активизм – это “паблик-арт”, то есть искусство в городской среде, появившийся в Америке в 1950-60-х годах. Паблик-арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры (то есть в общественном пространстве), рассчитанная на прямую коммуникацию со зрителем.
Протестное искусство и паблик-арт объединяет один принцип – желание художников уйти из музеев на улицы. Они верили, что так могут появиться новые жанры, искусство перестанет быть капитализированным, а творчество сможет повлиять на существующие проблемы. Таким образом они стремились изменить устоявшуюся на тот момент систему.
Что такое арт-активизм
Арт-активизм – это прямое продолжение протестной культуры и протестного искусства. Как отдельное направление он появился в Европе и Америке примерно в 1970ых годах. В Европе всё началось с практик Йозефа Бойса, немецкого художника постмодерниста, специализирующегося на перформансах. В Америке - через изменения в социальных процессах – как, например, появление движения ACT UP, занимавшегося проблемами здравоохранения, в особенности эпидемиями СПИД.
Арт-активизмом можно назвать практически всё что угодно. По словам Нины Фелшин, крупнейшего американского теоретика в этой области, это
“искусство, направленное на прогрессивные общественные изменения. Для него характерно инновативное использование общественных пространств для обращения к социально значимым темам и побуждения сообществ к действию”.
Также есть мнение, что арт-активизм – это художественная практика, направленная на эмоциональное воздействие человека, соединённая со спланированным активизмом, приносящим общественные изменения. Таким образом, его главная цель – создать мощнейшие общественные переживания, которые могут привести к измеримым сдвигам во власти. По словам художницы и перформанистки Тани Бругер, арт-активизм – это термин, используемый для описания искусства, которое основано на факте реального поступка и затрагивает политические или социальные проблемы. То есть, в таком искусстве важнее возможность повлиять на силовую структуру, нежели только феномен описания или изображения ее в своей акции.
Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что одна из самых значимых идей в арт-активизме – это “изменения”, что неудивительно, так как это и есть сама цель активизма.
Для того чтобы объяснить, почему арт-активизм – это действительно удачный формат сочетания искусства и активизма, рассмотрим несколько аргументов.
- Во-первых, активизм, являясь социальным феноменом, направленным на изменение реальности, всегда был более “политическим” явлением и часто выражался через такие активности как митинги и демонстрации. В то время как настоящее “искусство” практически всегда было ограничено музеями, галереями и театрами. Смешение этих двух направлений в что-то совершенно новое дало художникам новое пространство для выставления работ, новые темы, новую аудиторию и новые инструменты влияния. Теперь большее количество людей могло наблюдать за этими работами – торговые центры, рекламные щиты, интернет, городские площади – все эти места могут быть площадками для размещения работ арт-активизма. Таким образом, акционизм стал фундаментом для выражения искусства вне привычных площадок. Можно сказать, что арт-активизм – это активизм, который не похож на активизм, и искусство, которое не похоже на искусство.
- Во-вторых, само сочетание таких несочетаемых с первого взгляда активностей вносит чувство удивления и необычности происходящего. А как мы знаем, состояние “сюрприза” может повлиять на человеческое восприятие намного сильнее, чем уже привычные и приевшиеся формы. То есть способность арт-активизма удивить неожиданностью места или незнакомой формой дает возможность разрушить предвзятые представления людей об искусстве и протесте. Именно так арт-активизм и обходит уже устоявшиеся моральные установки в обществе, становясь невероятно эффективным в борьбе за изменения системы.
- В-третьих, это доступность арт-активизма. Чаще всего люди избегают политических тем (как например выборы, дебаты, политические дискуссии) из-за того, что не могут быть полностью компетентными в них, боятся или же просто не считают эту тему важной частью их жизни. В такой ситуации искусство выступает особым проводником, то есть формой деятельности, которая привычна человеку с детства. Преимущество состоит в том, что оно доступна каждому, независимо от его религии, национальности, политических взглядов, менталитета и других факторов. Искусство как что-то очень доступное и понятное становится путеводителем человека к другим важным аспектам нашей жизни. Для того чтобы понимать арт-активизм человеку не нужно быть гением и подробно разбираться в искусстве или в политике. Такой формат открывает доступ к одной и той же проблеме разным аудиториям, соединяя их. Метод арт-активизма приносит пользу всем: и художникам – найти новую аудиторию или как-то повлиять на общественное мнение; и людям – встретить единомышленников и почувствовать значимость своих действий в общественном пространстве.
- В-четвёртых, арт-активизм создан, чтобы влиять на душу и мысли, а не на физическую составляющую его жизни. Эта особенность выражена в его ненасильственной форме подачи. Несмотря на то, что иногда художники могут использовать насильственные методы влияние на людей, или пытаться достичь насильственных целей – основной идеей арт-активизма является психологическое изменение. Цель не в том, чтобы силой добиться согласия, а в том, чтобы побудить людей задуматься о мире и обществе, в котором они живут; подтолкнуть к рассуждению об идеальном мире и каким он должен быть; стремиться к его воплощению.
Для арт-активизма характерны следующие черты: существование основы, то есть проблемы, которая лежит в основе творчества; наличие аудитории; интерактивность; медиа-эффект, то есть сохранение и распространение получившегося результата (чаще всего через Интернет и медиапространство).
Важная особенность арт-активизма, касающаяся места расположения – искусство всегда должно находиться в общественном доступе, где художники могут напрямую сотрудничать с общественным мнением, чтобы создать свою работу. Основным лейтмотивом практически всех работ является тема расширение прав и возможностей отдельных личностей и общественных групп.
Типы арт-активизма
Существует множество типов арт-активизма, задействованных в настоящее время в современной культуре. В этом списке собраны самые популярные и узнаваемые типы.
Акционизм
Форма искусства, где фокусом работы становится её создание. Часто в акционизме наблюдатели становятся участниками, а сам художник субъектом и/или объектом своей работы.
В декабре 1999 года группа молодых людей во главе с А. Осмоловским на мавзолее Ленина вывесили баннер “Против всех”. Этот лозунг продвигал одноимённую политическую партию, целью которой было составить конкуренцию устоявшимся партиям на парламентских (1999 г.) и президентских (2000 г.) выборах.
Стрит-арт
Вид уличного искусства, выраженный через рисунки и надписи на дорогах, зданиях, других объектах городского пространства. Чаще всего это граффити и уличные инсталляции.
Работа известного политического активиста и стрит-арт художника Бэнкси, сделанная в мае 2019 года в Венеции. На граффити изображен ребенок-беженец в спасательном жилете, который держит в руках дымящийся розовый факел. Многие предполагают, что этот рисунок пытается привлечь внимание к проблеме глобального кризиса беженцев. Ещё одно мнение – проблема чрезмерного туризма.
Рэп
Вид (изначально) протестного искусства, выраженного через речитатив, которому свойственны критическое отношение к действительности. Фокус на злободневные и волнующие общество темы.
В марте 2012 британский исполнитель Бен Дрю выпустил хип-хоп композицию, которая была написана в ответ на беспорядки 2011 года, происходящие по всей Англии. Этот “бунтарский гимн” выражал протестное настроение населения и концентрировался на отношении общества к неблагополучному молодому поколению в Великобритании, нищете, преступности, социальным конфликтам.
Поэтический акционизм
Изначально протестное направление в искусстве, делающее опору на поэтическую составляющую городского пространства, в отрыве от печатной продукции книг, журналов. Может выражаться через такие формы как видеопоэзия, слоганы уличных акций, акции чтения вслух, языковые игры, трансформация городской среды с помощью поэзии и другие.
Перевод: Я побывал в аду и вернулся. И позвольте мне сказать вам – это было прекрасно.
Социально-документальные комиксы (карикатуры)
Форма искусства, выраженная через рисованные истории, наполненные социальными проблемами. Соединяет в себе литературу и художественное искусство.
Социальная карикатура, затрагивающая проблему чрезмерного потока беженцев в Европу и создания границ между странами.
Перфомансы
Вид протестного искусства, направленный на привлечение внимания к проблеме за счёт вовлечения и эпатирования публики. Видоизмененный “театр”, где наблюдатель может стать участником действия. Существует также разветвление на флешпротестмоды, политические перфомансы, хеппенинги, акционизмы.
Перфоманс, где 13 известных чилийцев, в числе которых президент конгресса, министр обороны и другие важные персоны, встречаются с толпой разъяренных люмпенов. Цель этого действия – объединить в одном зале представителей разных социальных классов, чтобы имеющие власть люди столкнулись лицом к лицу с теми, чьи интересы они должны представлять.
Современные тенденции
На сегодняшний день очень чётко прослеживается тенденция к усиленному использованию арт-активизма. Такой формат завоёвывает свою популярность не только в мировом масштабе, но и в отдельных странах, и Россия не исключение. Эта популярность возрастает благодаря распространению идей открытости, доступности и понятности арт-активизма.
Также благотворной почвой является возрастающее общественно-политическое напряжение в мире, влияющее на общественное мнение и социальные движения. Гражданское общество может использовать арт-активизм как средство выражения своего недовольства, мнений или стремления изменить ситуацию в мире.
Ещё одна причина – невероятное развитие Интернет- и медиапространства, которое позволяет всему миру “синхронизироваться”. Интернет открывает доступ к одним и тем же темам людям с разных точек нашей планеты, позволяя участвовать в актуальной повестке, следить за происходящим в реальном времени, влиять на общемировое сообщество, находить способы решения проблем и применять их в своем государстве.
Учёные и исследователи, изучающие эту тему, приходят к выводам, что сегодня помимо основных форм арт-активизма, большую популярность набирает медиа-активизм. Условно говоря, это формирующийся новый жанр арт-активизма, главным инструментом которого является медиаэффект. Медиаэффект – это возможность быстро собрать интернет-аудиторию, мобилизовать её и привлечь внимание к проекту или определённой проблеме.
Переход арт-активизма с улиц в Интернет платформу ещё больше расширяет границы допустимого. Появление новых форм взаимодействия человека с обществом, донесения и распространения информации, сотрудничество со СМИ – только самые видимые эффекты от такого изменения.
Несомненно, как и в любой другой форме активности человека, арт-активизм и медиа-активизм могут вести к нежелательным последствиям. Например, свойство Интернета в медиа-активизме – возможность скрыться и остаться незаметным – может быть как достоинством, так и недостатком, который будет создавать неприятные последствия. Однако арт-активизм это мирная в своей основе и, самое главное, действенная практика, позволяющая добиться реальных изменений в общественной системе, поскольку она задействует намного большее количество участников, чем искусство и политика вместе взятые.
Продолжение следует: