«Давид» Микеланджело: как великий мастер выполнил требование правителя Флоренции, но при этом не испортил свое творение
720
просмотров
Эпоха Возрождения была крайне противоречивой. Однако созданные шедевры искусства невозможно переоценить. Что интересно, зрители нередко собирались посмотреть на само произведение, а не ради того, что на нём изображено. Персонаж и сюжет могли стать чем-то вторичным. Известные герои наделялись новым смыслом. Произведение воспринималось как чудо и особая реальность.

Библейская легенда и символ

Микеланджело Буонарроти (1475−1564) создал скульптуру «Давид» в тяжёлый для Флоренции период. Внутренние раздоры, борьба партий делали обстановку очень напряжённой. А внешние враги заставляли изнемогать молодую Флорентийскую республику. Она ждала своего освободителя — важен был символ, обращённый к гражданам. 26-летний Микеланджело получил заказ на создание статуи Давида, которая должна была олицетворять независимость.

Навеян сюжет был библейской легендой. Израильтяне боролись с напавшими на них филистимлянами. Война была ожесточённой. Тогда из войска филистимлян вышел могучий великан Голиаф и предложил, чтобы израильтяне послали своего воина сразиться с ним. Победа решит, кто у кого будут рабами.

Долго никто не отваживался принять вызов. Однако Давид был готов сразиться. Царь Саул облачил его в свои доспехи. Но юный герой отказался и от них, и от тяжёлого вооружения. Давид выбрал в ручье камни и вышел на бой лишь с пращой. Одним ударом поразил Голиафа, затем отсёк великану голову его же собственным мечом.

До Микеланджело образ Давида воплощали скульпторы Донателло и Верроккьо. Но там юный герой предстаёт уже одержавшим победу, о чём свидетельствует отрубленная голова Голиафа. Микеланджело же задумал изобразить Давида непосредственно в момент подготовки к нанесению решающего удара. Показана максимальная собранность и сосредоточенность, но при этом внутреннее спокойствие. Современные психологи назвали бы такое состояние алертным.

Камень и анатомия

Как-то встретилось любопытное высказывание, что по «Давиду» Микеланджело можно изучать анатомию. Оспорить это невозможно. Необходимо сказать, что великий скульптор пристально изучал этот предмет. В Италии начиная с XIV века проводились вскрытия трупов казнённых преступников. Это было сопряжено с немалыми трудностями из-за жаркого климата.

Микеланджело Буонарроти

Публичные вскрытия осуществлялись в университетах, особенно часто в Болонье. На этих мероприятиях присутствовали не только студенты, но также живописцы и скульпторы. Однако Микеланджело не только наблюдал за аутопсиями, но и производил анатомирование самостоятельно. Он был знаком с настоятелем одного из монастырей, где ему разрешили проводить вскрытия и выделили для этого особую комнату.

У мрамора тоже есть своя история. Глыба много лет лежала во дворе Санта Мария Дель Фьоре. Мрамор предназначался как раз для статуи Давида, которую первоначально должен был выполнить другой скульптор. Но этого не произошло, а глыба оставалась в грубой обработке — никто не решался взяться за воплощение.

Идея ждала своего гения. Микеланджело работал над статуей один, никому не доверяя какие-либо участки. Крайне важно и сложно было рассчитать все пропорции фигуры.

Чезаре Дзоччи, «Юный Микеланджело высекает Голову фавна»

Хитрость гения

В январе 1504 года статуя была завершена. Тогда создали совет, который обсуждал наиболее оптимальное место установки. Интересно, что в него входили Боттичелли и Леонардо да Винчи. В итоге статуя была установлена у входа в палаццо Сеньории, где простояла три столетия.

Зрители восторженно приняли великолепное произведение. Даже далёкие от искусства люди поразились этому творению.

Среди зрителей присутствовал и Содерини — гонфалоньер (правитель) Флоренции. Он внимательно осмотрел статую и в целом остался доволен. Но всё же нашёл, к чему придраться: по мнению высокопоставленного лица, нос у статуи был великоват. Об этом незамедлительно было сообщено скульптору.

Микеланджело не стал спорить и что-либо доказывать. Незаметно набрав горсть мраморной пыли, он поднялся по лестнице на статую. Затем стал водить резцом по камню, делая вид, что работает. При этом незаметно выпускал в воздух мраморную пыль. За такой завесой не было чётко заметно происходящее.

Ничего не изменив, Микеланджело продемонстрировал правителю результат. И Содерини воскликнул, что теперь прекрасно и «Давид» обрел жизнь! С глубокой иронией великий скульптор ответил: «Он обязан ею вам». Но ирония прошла незамеченной. Однако случай, полулегендарный-полуреальный, остался в истории.

Пьеро Содерини

…Произведение искусства часто становится тем чудом, которое несёт в себе многоуровневую идею. Воплощая легендарные истории, оно само становится легендой. И постоянно открываются новые и новые смыслы. А все тайны до конца невозможно разгадать. Истина, облечённая в красоту, сияет сквозь время.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится