Городецкое искусство резьбы на деревянных домах зародилось примерно два века назад. Узоры, на основе которых потом сформируется это направление, можно увидеть на старинных местных прялках, щедро украшенных затейливой резьбой.
Еще одно направление, повлиявшее на развитие резьбы в архитектуре Городца – это искусство городецких корабельных мастеров. В старые времена местные плотники, строя деревянные суда, украшали их борта самобытным резным орнаментом. Легкие и удобные, да еще и очень красивые городецкие расшивы (баржи) были очень популярны на Волге. «Резьба на расшиве – словно иконостас», – с восхищением говорили местные жители про рассекавшие водную гладь городецкие суда, украшенные деревянным «кружевом» и росписью. Такой резьбой обычно занимались династиями, и это искусство предавалось от отца к сыну.
Подобная «мода» на резьбу не могла не повлиять на архитектуру города. И по сей день в Городце наряду с современными каменными домами можно увидеть дореволюционные деревянные домики и избы, шикарно украшенные деревянными растениями, цветами и другим интересным резным орнаментом.
Увы, в начале прошлого века искусство резьбы в зодчестве города стало умирать. Возрождаться оно начало только во второй половине прошлого столетия.
Городецкая резьба обычно основана на растительном орнаменте, в который мастера «вписывают» даты, изречения, а также изображения зверей и мифических существ – например, фараонок (местный языческий персонаж наподобие русалки, считающийся хранителем очага).
Городецкие работы легко узнать по характерному сочетанию глухой объёмной резьбы с очень реалистичными изображениями декоративных элементов живой природы: цветов, трав, веточек, листочков. Те же приемы используются при изготовлении городецких шкатулок и окладов к иконам.
Существует два вида городецкой резьбы: прорезная и глухая. Наличники и карнизы с прорезной резьбой нередко можно встретить на улицах в Городце. Они похожи на кружево или вязку и содержат растительные мотивы, силуэты птиц и животных, изображения колосков, косичек.
Глухая резьба отличается тем, что рисунок идет вровень с деревянной поверхностью, изготавливается орнамент на цельном бревне или доске, поэтому ошибиться нельзя (не исправишь). Наиболее хорошо такая резьба видна при ярком освещении, в солнечную погоду. Этот вид имеет древние корни – его использовали еще предки-русичи при украшении предметов обихода. Такую резьбу можно встретить в очень старых домах Городца и его окрестностей. При глухой резьбе тоже нередко использовали персонажей-животных (львов, коней, орлов) и опять же фараонок.
В Городце и по сей день живут хранители этого уникального старинного искусства – мастера-резчики, которые не дадут предать забвению дело предков.
Не менее интересно и деревянное зодчество Томска. С архитектурной точки зрения этот город тоже уникален, ведь в нем еще сохранилось немало деревянных домов.