Диафильмы в СССР: белая простыня в темноте и жужжание аппарата
1,080
просмотров
Наверное, многие помнят из своего детства негромкое жужжание проектора, который назывался фильмоскопом, из которого исходил волшебный яркий луч. С его помощью белая простыня на стене превращалась в чудесный экран. На нем сменяли друг друга цветные картинки. При этом маленькие зрители испытывали нетерпение и радость предвкушения, пока взрослые заряжали пленку с диафильмом в проектор. А в ту секунду, когда первый кадр появлялся на стене, начиналась сказка, накатывало чувство восторга.

Особый вид изобразительной техники

Особый вид изобразительной техники

Современная жизнь немыслима без цветного телевизора, DVD-проигрывателя, компьютера и множества прочих гаджетов. Но вытеснить из сердца ту самую незамутненную детскую радость, испытанную от просмотра цветной сказки, изображенной на белой простыне лучом света, просто невозможно.

Диафильм представляет собой серию позитивных изображений, называемых диапозитивами. Они объединяются в короткометражный фильм общей тематикой, Как правило, он состоит из 20-50 кадров.

Диафильм имеет связь и с мультфильмом, и с комиксом, и с книжной иллюстрацией, но все же отличается от них. Название слова берет начало в греческом языке. В данном контексте δια значит "переход от начала к концу". А дальше присоединяется английское film, то есть рулонная фото- (или кино-) пленка.

Диафильм как изобразительное искусство

Диафильм как изобразительное искусство

В отличие от кинематографа, в диапозитивном фильме происходит смена статичных кадров. Его кадр больше приближается к графике или станковой живописи. В связи с этим ряд художников рассматривают диафильм как изобразительное искусство.

Здесь в кадре имеется экспрессия, движение, как и в других произведениях изобразительного искусства. К тому же вопрос перехода кадра в кадр, а также их соединения и сочетания стоит остро. Плюс текст должен соответствовать изображению.

Взрослые люди, которые когда-то были советскими детьми, хорошо понимают значение слова "диафильм", как и предмет, им обозначаемый. Однако с каждым днем растет количество людей, которые имеют о нем довольно смутное понятие. И объяснить им, что же это такое, на самом деле не так уж и просто.

Потому что данное явление - это не просто история, которая рассказана с помощью изображения, что разделено на кадры, и поясняющего их текста. Это также и своеобразный вид техники, дающий возможность представить эту историю зрителю. Она предполагает, что каждый кадр рассматривается отдельно.

Неотъемлемая часть советского быта и культуры

Неотъемлемая часть советского быта и культуры

Диафильм представляет собой и способ времяпрепровождения, организованного ручным передвижением кадров, а также коллективным рассматриванием картинок, которые проецируются в темноте на экран. Это неотъемлемая часть быта и культуры, существовавших в советские времена. Со второй половины 20-го века диафильмы имели в СССР широкое применение и в быту, и в учебном процессе.

В Соединенных Штатах и в западноевропейских странах наряду с диафильмами были и другие виды экранных развлечений - как для детей, так и для взрослых. Но лишь у нас в стране просмотр художественных диафильмов практиковался повсеместно. Их популяризации способствовала не только сама любовь зрителей, но и поддержка со стороны государства. Интересно, что начало советскому диафильму, впрочем, как и мультипликационному, было положено стараниями энтузиастов.

В свое время диафильм явился новым шагом в технике, который позволил рассматривать изображения, используя недорогое оборудование, созданное по типу "волшебного фонаря"- это устройство, проецирующее изображения.

Раньше кинематографа и фотографии

Раньше кинематографа и фотографии

Любопытным является тот факт, что диафильм появился прежде кинематографа и даже фотографии, причем намного раньше. Волшебные фонари, являющиеся самыми ранними устройствами, относятся к первой половине 16-го века. А их конструктивные принципы существенно не отличаются от диапроекторов 20-го века.

В конце 19-го века диафильму уже отведено в жизни людей прочное место. Диапозитивы выпускали и на пленке, и на стекле. Устроение массовых показов осуществлялось, как правило, в просветительских целях, но были и развлекательные просмотры.

В дореволюционной России

В дореволюционной России

В России до революции имелись диафильмы по географии, естествознанию. Множество "туманных картин" было посвящено истории Русского государства. Например, "Св. Кирилл и Мефодий", " 25 лет царствования Александра II". А еще присутствовали инсценировки произведений художественной литературы. Такие как "Маскарад", "Ледяной дом". Показ происходил в сопровождении чтения вслух брошюр. Они прилагались к каждой картине.

В качестве одного из первых диапроекторов в СССР можно назвать аппарат, именовавшийся "ИЗБАЧ". Его сконструировал П. Мершин, сотрудник Главполитпросвета. В него была встроена динамо-машина и реостат. Это давало возможность его использования в отсутствие электричества.

Ранее использовались технология с применением отдельных диапозитивов, сделанных из стекла. Их трудно было назвать удобными, так как у них был большой вес: их изготавливали на стеклянных фотопластинках. Чтобы их хранить, нужно было много места. Им на смену и пришла технология, по которой изготавливались диафильмы как иллюстративный материал.

Студия "Диафильм"

Студия "Диафильм"

В Москве в 1930 году была создана студия "Диафильм". Сначала на ней выпускали черно-белые фильмы, а затем и цветные. Их рассматривали в качестве средства агитации, в лекционной, школьной, пропагандистской работе. Для них не требовалось сложное оборудование, а эффективность их воздействия приближалась к кинофильмам.

Первые детские диафильмы были созданы в 1934 году. Речь идет, например, о "Багаже" и "Пожаре" по С. Маршаку, "Девочке-ревушке" по А. Барто. Позже появились такие диафильмы, которые соответствовали кинолентам. Это были "Броненосец "Потемкин", "Новый Гулливер", "Летят журавли" и прочие.

В качестве авторов, консультантов со студией "Диафильм" сотрудничали многие из известных писателей. Речь идет об:

  • А. Толстом;
  • Л. Кассиле;
  • К. Чуковском;
  • С. Маршаке;
  • С. Михалкове;
  • В. Бианки.

Художники, участвовавшие в создании диафильмов, это:

  • Кукрыниксы;
  • Е. Евган;
  • К. Ротов,
  • А. Брей;
  • В. Сутеев;
  • В. Радлов

и многие другие.

Массовое производство и закат

Массовое производство и закат

В начале пятидесятых годов началось массовое производство художественных диафильмов. В год студия "Диафильм" производила до четырехсот наименований. Кроме этого, начали выпуск озвученных диафильмов. Для них звуковое сопровождение записывалось на грампластинках. Если фильмы были учебными, к ним прилагались тексты в маленьких книжечках. Следующим важным шагом была замена пленки на основе нитроцеллюлозы, весьма огнеопасной, на "ацетатную" основу.

В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века появляются более совершенные проекторы. Это эпидиаскопы, киносъемочные и кинопроекционные аппараты, предназначенные для узкой (8 и 16 мм) пленки. С их помощью можно было просматривать и старые, и профессиональные с любительскими цветные диафильмы. После этого начался закат "эры диафильмов".

Погружение в детство

Погружение в детство

Сегодня созданы оцифрованные диафильмы. Их можно записать на жесткий диск или флешку, а также воспроизводить при помощи обыкновенного проектора. Некоторые можно рассматривать и онлайн на тематических сайтах.

Однако никакие новые технологии не могут окончательно заменить чудо "волшебного фонаря", такое уютное и вместе с тем необыкновенное. Ведь мир диафильма - это мир необычный, сказочный. Он погружает нас в наше далекое детство с его верными друзьями и любимыми игрушками.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится