Красивый, плохой, злой / Extremely Wicked, Shockingly Evil, and Vile (Джо Берлингер, 2019)
В апреле 2019 года в прокат выйдет криминальный триллер «Красивый, плохой, злой», рассказывающий об одном из самых известных американских серийных убийц – Теде Банди. В Сети появился только первый трейлер, но сама картина уже была представлена в рамках фестиваля независимого кино «Сандэнс 2019».
События фильма начинаются в 1969 году, в Сиэтле, и развиваются на протяжении последующего десятилетия. Молодая вдова – Лиз (Лили Коллинз) встречает мужчину своей мечты – очаровательного, нежного и умного Тедди (Зак Эфрон). Между молодыми людьми вспыхивает любовь, завязываются отношения, они начинают вместе воспитывать маленькую дочь Лиз. Но происходит, казалось бы, невероятное – против Теда выдвигают ужасные обвинения.
Точное количество жертв Теда Банди, за которым закрепились прозвища «Нейлоновый убийца» и «Харизматичный убийца», до сих пор неизвестно. Незадолго до своей казни он признался в 30 убийствах, совершённых в период с 1974 по 1978 год, но по некоторым предположениям реальная цифра может доходить до 100. То, что авторы фильма «Красивый, плохой, злой» показывают предысторию этих преступлений и акцентируют внимание на его отношениях с Элизабет Клопфер, свидетельствует о попытке создания в первую очередь психологического триллера. Сцены из суда также подчеркивают впечатление, которое производил на людей, и особенно женщин, «Харизматичный убийца».
Попытку воссоздать психологический потрет серийного убийцы предпринял режиссёр-документалист Джо Берлингер. Его фильмография включает только один короткометражный и один художественный фильм – «Ведьма из Блэр 2». А вот его документальные работы довольно известны, один фильм даже был номинирован на «Оскар» в 2012 году. Но выбор режиссёра становится вполне понятным, если учесть, что именно Берлингер снял документальный 4-серийный фильм «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди», вышедший в январе 2019 года. Поэтому действительно можно ожидать от картины глубокого проникновения в личность маньяка, а роль Теда Банди уже называют лучшей в карьере Зака Эфрона.
Вообще история Теодора Роберта Банди неоднократно привлекала внимание кинематографистов. Первая экранизация состоялась в 1986 году. В телефильме «Осторожный незнакомец» роль серийного убийцы сыграл Марк Хэрмон. В последующие годы появилось ещё четыре экранизации, где Банди был главным героем. Но он также послужил прототипом для других известных киноманьяков: Ганнибала Лектера, Баффало Билла («Молчание ягнят») и Патрика Бэйтмана («Американский психопат»).
Порождение зла и экранные герои
Конечно же, Тед Банди был не единственным серийным убийцей, жизнь и злодеяния которого нашли отражение в массовой культуре. Эти истории регулярно привлекают самых известных режиссёров, а картины этого жанра пользуются неизменным успехом у зрителей. И речь сейчас идёт не об обычных слешерах, которые ежемесячно выходят на экраны, а именно о художественных фильмах на основе реальных преступлений.
Понятно, что такой материал можно представить в любом жанре: простого и отвлечённого биографического фильма, напряжённого триллера и детектива, фильма ужасов или даже комедии, любовной мелодрамы и, конечно же, психологической драмы. Последний жанр, пожалуй, чаще всего привлекает режиссёров категории «А», которые берутся за экранизацию. Ведь это хорошая возможность показать за действиями маньяка человека. Например, проникнуть в его прошлое, обычно детство, в котором он пережил что-то такое, что повлияло на его разум. Или же можно снять драму об унылой и безысходной жизни маленького неприметного и гонимого человека, который, в конце концов, выплескивает накопленную агрессию на своих жертв. Это также возможность исследовать холодный, расчётливый и извращённый ум обычного человека, не пережившего никаких травм, которому просто нравится мучить и убивать.
Столь широкое поле для творчества не может не привлекать, поэтому фильмы о маньяках, основанные на реальных событиях, появляются практически каждый год. Наиболее интересные представители этого жанра, появившиеся в нынешнем десятилетии, мы и рассмотрим дальше.
Руки-ноги за любовь / Burke and Hare (Джон Лэндис, 2010)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,2
В основу британской чёрной комедии, получившей в российском прокате название «Руки-ноги за любовь», легли реальные события о серийных убийствах в Эдинбурге. В период с ноября 1827 года по октябрь 1828 года в столице Шотландии, в окрестностях улицы Уэст-порт, ирландскими эмигрантами Уильямом Бёрком и Уильямом Хэйром было совершено 16 убийств. В результате вину Бёрка доказали, и он был повешен, а Хэйр, давший обвинительные показания против своего сообщника, избежал наказания.
Создатели фильма «Руки-ноги за любовь» были весьма оригинальны и избрали для своего повествования комедийный жанр. Уильяма Бёрка сыграл Саймон Пегг, а Уильяма Хэйра – Энди Сёркис. Напарники находят нелегальный, но довольно прибыльный способ заработать – они выкапывают свежие трупы и поставляют их для занятий по анатомии преподавателю Эдинургского медицинского колледжа – Роберту Ноксу (Том Уилкинсон). Со временем потребности Бёрка и Хэйра всё возрастают, а хорошая жизнь всё больше манит. Поэтому партнёры решают больше не полагаться на судьбу и взять всё в свои руки. Они совершили 16 убийств в районе улицы Уэст-порт, прежде чем их поймали.
В фильме есть также любовная линия, которая соответствует историческим фактам. Уильям Бёрк без ума влюбляется в начинающую актрису – Джинни, ради которой готов совершать новые преступления. А жена Уильяма Хэйра – Маргарет, изначально была помощницей в его преступной деятельности. В картине «Руки-ноги за любовь», как и в реальной истории, наказание понёс только Уильям Бёрк. Хэйр с женой основали похоронное бюро, Джинни пробилась на большую сцену, и даже молодой помощник доктора Монро – Чарльз Дарвин, получил в Эдинбурге знания, необходимые для его последующей фундаментальной работы – «Происхождение видов».
Стоит заметить, что фильм «Руки-ноги за любовь» скорее исключение в реализации реальных историй о деятельности серийных убийц. Возможно, именно эта оригинальность идеи заинтересовала Джона Лэндиса, известного благодаря своим многочисленным работам с Майклом Джексоном, и побудила его вернуться к режиссуре после 12-летнего перерыва.
Мёрзлая земля / The Frozen Ground (Скотт Уокер, 2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,4
Триллер режиссёра и сценариста Скотта Уокера основан на реальных событиях, произошедших в период с 1971 по 1983 годы на Аляске, в окрестностях Анкориджа. Местный житель, добропорядочный семьянин и уважаемый член общества – Роберт Хансен, изнасиловал и убил как минимум 17 женщин. Впоследствии он получил прозвище «Мясник-пекарь».
По сюжету фильма «Мёрзлая земля» местный детектив – Джек Хэлкомб (Николас Кейдж) расследует дело об убийствах девушек, чьи тела периодически находят в лесу охотники или строители. Всё указывает на то, что в штате орудует серийный убийца, но он настолько расчётлив и аккуратен, что нет достаточных улик для его поимки. Ситуация меняется, когда одной из жертв – несовершеннолетней проститутке Сидни Полсон, удаётся выжить и дать описание преступника.
Этот достаточно традиционный триллер о маньяке строится на классическом противостоянии законника и убийцы. Роль Роберта Хансена сыграл Джон Кьюсак, который когда-то уже работал с Кейджем в «Воздушной тюрьме». Маньяк в его исполнении выглядит очень достоверно: честный пекарь, семьянин и столп общества, за которого готовы поручиться его друзья. Нормальный человек, обвинения против которого выглядят неправдоподобными.
Поймать Хансена удалось только благодаря составлению психологического профиля серийного убийцы, позволившего получить ордер на обыск его дома, самолёта и автомобилей.
Снежный город / Snowtown (Джастин Курзель, 2011)
ейтинг на Кинопоиске – 6,0; IMDb – 6,6
В своём дебютном фильме режиссёр Джастин Курзель воссоздал реальные события, связанные с самым известным серийным убийцей Австралии, дело которого получило название «Тела в бочках».
Действие картины происходит в маленьком городке Сноутаун. 16-летний Джим (Лукас Питтавэй) и его братья отчаянно борются с провинциальной тоской, в то время как их мать безуспешно пытается найти себе достойного мужчину. И вот в их доме появляется Джон (Дэниэл Хеншэлл), строгий, мужественный, умелый, настоящий защитник семьи. Но чем больше Джим общается с ним, тем вернее убеждается в своих опасениях – это и есть известный серийный убийца.
«Снежный город» неспешен и довольно поэтичен, что характерно для австралийского кино. Он исследует не столько психологию убийцы, сколько развивает тему взросления и значимости мужского авторитета для подростка.
Поля / Texas Killing Fields (Эми Канаан Манн, 2011)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,7; IMDb – 5,7
Полицейская драма «Поля» была снята по мотивам реальных событий, произошедших в техасском городке Лиг-Сити. В окрестных полях на протяжении 40 лет нашли более 60 женских тел, привезённых туда из разных мест. Эти преступления легли в основу документальной книги «Техасские Поля Смерти» (2000) журналиста и бывшего сотрудника отдела по борьбе с наркотиками – Дона Феррарона.
Первоначально экранизацией должен был заняться Дэнни Бойл, но он был очень недоволен сценарием и покинул проект. Его место заняла Эми Канаан Манн – дочь известного режиссёра и по совместительству продюсера картины – Майкла Манна. Это был второй полнометражный фильм Эми, которая до этого, да и после тоже, специализировалась на сериалах.
«Поля» – это в первую очередь полицейская драма. Хоть в центре сюжета и находится расследование о похищении и убийстве девушек, акцент всё-таки делается на профессиональных и человеческих взаимоотношениях двух главных героев: техасского детектива Майка Саудера (Сэм Уортингтон) и его напарника из Нью-Йорка – Брайана Хая (Джеффри Дин Морган). Эти представители непохожих миров и сторонники разных методов ведения расследования, каждый из которых к тому же переживает ещё и личную драму, отбрасывают все противоречия, чтобы найти таинственного убийцу и похитителя их знакомой девушки – Энн (Хлоя Грейс Морец).
Атмосфера фильма «Поля» довольно гнетущая и полна безысходности. Способствует этому и то, что серийный убийца почти всегда находится за кадром, в зловещей тени, и в то же время совсем рядом. А детективы мечутся в тщётной попытке выиграть хотя бы одну партию в игре, которую они уже всецело проиграли.
Ледяной / The Iceman (Ариэль Вромен, 2012)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 6,9
Ричард Куклински, получивший прозвище «Ледяной человек», с 1964 по 1986 год убил 100 человек. Тела он замораживал в промышленных рефрижераторах, чтобы труднее было установить время смерти. Этот любящий муж и заботливый отец, который в детстве страдал от жестокого отношения отца, вёл не особо приметную жизнь. Однако желая достойно обеспечить разрастающуюся семью, он согласился стать киллером мафии. Тем более что убивать Куклински было не сложно, он запросто мог перерезать горло незнакомому парню только за то, что тот неуважительно отнёсся к его будущей жене.
Эта история и легла в основу фильма израильского режиссёра Ариэля Вромена «Ледяной». Роль Ричарда Куклински сыграл не менее хладнокровный Майкл Шеннон, а его верную и любящую жену – Вайнона Райдер. Именно с момента встречи с будущей супругой и начинается рассказ о жизни Куклински. В первую очередь перед зрителем предстаёт неуверенный в себе мужчина, который рассказывает на первом свидании, что он монтирует диснеевские мультики. На самом деле это порнофильмы для криминального босса Роя ДеМео (Рэй Лиотта), но работа есть работа. Когда же Куклински её лишается, то соглашается и на другой способ заработка – убийства. В этом он достигает особого мастерства и изощрённости, свидетельство чему успешная 20-летняя карьера.
Авторы фильма «Ледяной» довольно успешно балансируют на грани психологической драмы и боевика, раскрывая личность серийного убийцы с разных сторон, при этом не теряя динамизма.
В следующий раз я буду стрелять в сердце / La prochaine fois je viserai le coeur (Седрик Анже, 2014)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6,4
Сценарий французской криминальной драмы «В следующий раз я буду стрелять в сердце» основан на одноимённой документальной книге журналиста Ивана Стефановича. В фильме рассказывается о преступлениях, произошедших с мая 1978 по апрель 1979 года в департаменте Уази. Там была убита 19-летняя девушка, а несколько мужчин чудом остались живы после нападений, но получили тяжёлые ранения. Маньяк передвигается на автомобиле и выбирает себе новых жертв среди людей, голосующих на дороге. Он пишет письма в полицию и даже присылает улики, но следствие никак не может его вычислить.
Тихий и неприметный молодой жандарм – Ален Ламар (Гийон Кане), всегда оказывается первым на месте преступления, но ему никак не удаётся поймать убийцу. В конце концов, один из отставных полицейских начинает подозревать, что Ламар и есть тот самый «Убийца с Уази».
Картина «В следующий раз я буду стрелять в сердце» получила две номинацию на премию «Сезар» (лучший актёр и лучший адаптированный сценарий), но при этом в прокате не отработала и пятой части своего бюджета.
Кливлендские пленницы / Cleveland Abduction (Алекс Калимниос, 2015)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,7
В мае 2003 года в Кливленде был арестован скромный водитель школьного автобуса – пуэрториканец Ариэль Кастро, который впоследствии получил прозвище «Кливлендский маньяк». Благодаря вмешательству соседей удалось узнать, что на протяжении 11 лет он удерживал в своём доме трёх похищенных женщин, которых регулярно избивал и насиловал. Также Кастро, причинив сильные побои одной из беременных от него пленниц – Мишель Найт, стал причиной смерти троих ещё не рождённых детей.
Впоследствии Мишель Найт написала книгу о своём пребывании в плену, которая и легла в основу фильма «Кливлендские пленницы». Главную роль исполнила Тэрин Мэннинг, а режиссёрское кресло заняла Алекс Калимниос, в фильмографии которой «Пленницы» являются единственным полнометражным фильмом.
Особенностью картины «Кливлендские пленницы» в первую очередь является подробный рассказ о событиях со стороны жертвы, а не маньяка или отвлечённого человека. Поэтому такое кино всегда вызывает чуть более эмоциональный отклик, особенно если оно снято женщиной и о женщинах.
Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (Ларс фон Триер, 2018)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,0
А в завершении нашего небольшого исследования, посвящённого новым фильмам о реально существующих серийных убийцах, рассмотрим ещё одну работу на эту тему. Хотя последний фильм Ларса фон Триера – «Дом, который построил Джек», и не посвящён какому-то конкретному маньяку, он является очень убедительной попыткой проникнуть в психологию преступления как такового.
Сценарий фильма «Дом, который построил Джек» Ларс фон Триер написал после тщательного изучения жизни реальных серийных убийц. Также вдохновением, по словам датчанина, послужил образ Дональда Трампа с его идеями о жестокости и бессердечности жизни. Триер вернулся в режиссёрское кресло после пятилетнего перерыва, и через два года представил своё новое творение на внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля-2018. Реакция людей во время премьерного просмотра засвидетельствовала тот факт, что скандальный провокатор вернулся на киноолимп: около ста зрителей покинули зал, не сумев справиться со своим отвращением, остальные же после завершения фильма аплодировали стоя.
Чем же вызвана такая полярная реакция? Картина «Дом, который построил Джек» рассказывает о серийном убийце – Джеке (Мэтт Диллон), который в 1970-1980-х годах совершил более 60 убийств в штате Вашингтон. Фильм разделён на 5 инцидентов, в промежутке между которыми Джек ведёт закадровый диалог с неким Вёрджем (Бруно Ганц) на тему философии, этики и общих взглядов на мир.
Каждый инцидент-глава снят практически с документальной точностью и в реальном времени. Зритель видит обнажённую картину преступлений: временами неуклюжую, временами максимально расчётливую, но всегда пугающую. Но даже все эти жестокие и кровавые убийства, все эти издевательства над детьми и животными отступают перед ужасом, который порождает эстетизм картины. Джек считает себя Творцом, для него человеческие тела просто материал для создания извращённых шедевров. И вот это является наиболее отталкивающим в картине Триера. Потому что начинает казаться, что это не просто исследование больной психики преступника, и даже не фильм-провокация, а просто порождение такого же больного ума.
Весьма показательно, что завершает фильм «Дом, который построил Джек» сцена, являющаяся прямой отсылкой к «Божественной комедии Данте». Вёрдж, подобно проводнику Вергилию, ведёт Джека в ад. В седьмом кругу ада они находят разрушенный мост над пропастью, который, предположительно, ведёт в рай. Джек предпринимает попытку перебраться на другую сторону по отвесной скале, проходящей сбоку от моста, но терпит неудачу. И становится даже удивительно, что Ларс фон Триер не оставил финал открытым.