К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва». По иронии судьбы, пик популярности режиссера пришелся на время, когда ему было уже за 70 – только тогда он решился на эксперимент и приступил к созданию музыкальных фильмов-оперетт.
Возможно, этот эксперимент Яна Фрида увенчался таким невероятным успехом, потому что во всех фильмах первым советчиком, соавтором и помощником режиссера была его вторая жена – актриса Виктория Горшенина, которой в фильме «Дон Сезар де Базан» он доверил роль доньи Касильды. К ее советам режиссер всегда прислушивался – она вносила очень точные детали в каждый образ. Они поженились 9 мая 1945 г. и с тех пор не расставались. Все знакомые называли эту пару двумя половинками одного целого. В их доме всегда было много гостей – перед тем, как приступить к съемкам, Ян Фрид приглашал актеров к себе, чтобы в неформальной обстановке обсудить роли и мизансцены. Все гости оставляли свои автографы на кухонной двери, и о ней говорили, что она заслуживает места в Эрмитаже – столько знаменитостей оставили там свои подписи. В 1995 г. Виктория Горшенина и Ян Фрид эмигрировали в Германию, где и провели последние годы жизни. Перед отъездом они продали свою квартиру, и что стало с этой легендарной дверью – до сих пор не известно.
Больше 40 лет Горшенина была актрисой Ленинградского театра эстрады и миниатюр и основной партнершей самого Аркадия Райкина, который неохотно отпускал ее на съемки. Поэтому она почти не снималась в кино, считая своим главным делом помощь мужу, и сыграла всего несколько эпизодических ролей в его фильмах «Сильва», «Прощание с Петербургом», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». При этом критики высоко оценивали ее талант и называли «королевой эпизода советского юмора».
Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. «В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея», – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино до этого.
На роль возлюбленной дона Сезара де Базана пробы проходило много актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.
Еще одним любимым актером Яна Фрида был Михаил Светин. Интересно то, что в этом фильме он снова сыграл в паре с женой режиссера Викторией Горшениной – свой комический супружеский дуэт из фильма «Сильва» они оставили практически без изменений. Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и доверил ему роли в 7 своих фильмах.
Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых. Коллеги вспоминали, что во время работы актер пребывал в подавленном состоянии. Свои частые депрессии он переживал очень тяжело, находя забвение в алкоголе и антидепрессантах. Вскоре после съемок он с друзьями отмечал получение гонорара – как всегда, с большим количеством спиртного. Ему стало плохо, вызвали «скорую», и ему ввели препарат, оказавшийся несовместимым с алкоголем и антидепрессантами. 2 февраля 1989 г. он ушел из жизни, не дожив ровно одного месяца до своего 42-летия.
Роль королевы Испании досталась Наталье Лапиной – молодой актрисе, которая впервые появилась на экранах за 3 года до этого. Параллельно с актерской карьерой, она занималась вокалом и писала песни. Вскоре после съемок она эмигрировала в Америку. Сейчас Наталья Лапина пишет песни для Григория Лепса и других звезд.
Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни. Так, во время озвучивания фильма Михаил Светин был на гастролях, и вместо его героя петь пришлось Гладкову. Актер потом поражался, как ему удалось не только попасть в его тембр и интонации, но и один в один спеть так же, как он пел на съемках.
Сам режиссер тоже появился в одном из небольших эпизодов – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.