«Дубровский»: что смущало цензоров в романе Пушкина и почему его не любила Ахматова
504
просмотров
Общеизвестно, что Пушкин собирал для «Капитанской дочки» свидетельства очевидцев Пугачёвского бунта, и что в «Евгении Онегине» можно узнать много реальных людей. Не изменял своему принципу писать с натуры великий русский поэт и работая над романом «Дубровский».

Остров — это дубрава

Как известно, Пушкина вдохновила история польского шляхтича, а точнее, полоноговорящего беларуса Островского, родом из-под Минска. Даже фамилия говорит нам о том, кто стал прототипом: в славянских языках словом «остров» называли отдельно от больших лесов стоящую чащицу, рощицу, дубраву. Кстати, и образована фамилия-синоним от польского корня — на русский манер фамилия звучала бы «Дубравский» или «Дубравин».

Молодого дворянина Павла Островского оставили без земли и дома точно тем же способом, что и Дубровского, и он ушёл в разбойники, сколотив шайку из бывших своих крестьян. Грабил только местных помещиков, вставших на сторону его противника, и чиновников; купцы и тем более крестьяне проезжали мимо Островского спокойно.

Обложка к роману.

Были в истории Островского и отличия от биографии литературного Дубровского. Например, бумаги на усадьбу не сгорели в случайном пожаре, а пропали во время войны с Наполеоном. Дубровский исключительно разбойничает — Островский тесно общался с польскими мятежниками, и его нападения на чиновников были основаны в том числе на политических мотивах. Наконец, Дубровский просто распустил шайку и пропал, а Островского поймали и пустили в кандалах по этапу, но он сумел сбежать — возможно, при помощи всё тех же польских мятежников.

Кстати, историю Островского Пушкину рассказал близкий друг Павел Воинович Нащокин. По этой же истории пытался написать свою собственную повесть «Вадим» молодой Лермонтов.

Цензура

Уже тот факт, что героем стал молодой поляк, вызвало сомнения у цензоров в возможности пропустить роман в печать — несмотря на то, что Пушкин полностью убрал политические мотивы в действиях своего героя и оставил исключительно борьбу с единичным случаем несправедливости. Впрочем, из уважения к погибшему автору книгу всё же не стали удерживать.

И всё же кое-что цензура вымарала. Живописуя типичного русского барина-самодура, Пушкин указал, что Троекуров насиловал своих крестьянок. Цензоры сочли само упоминание сексуального насилия безнравственным и вычеркнули этот момент. Зато спокойно пропустили мимо глаз незаконное объявление брака православным священником — ведь Маша, несмотря на то, что потом говорили о клятвах, так и не сказала в церкви «да».

Кадр из фильма «Дубровский».

Роман был неокончен

Рукопись издали после смерти Пушкина. Название ей придумал издатель, исходя из того, что при жизни Пушкин звал роман по фамилии прототипа — «Островский». Но известно, что в черновиках Пушкина был набросан план событий после свадьбы Марии Троекуровой и отъезда Владимира Дубровского за границу.

План представляет собой только несколько фраз, которые нелегко расшифровать однозначно, но из него следует, что Мария вскоре овдовела и, вероятно, Владимир вернулся на родину, чтобы увидеться с ней. Там на него донесли в полицию. Чем должен был точно заканчиваться роман, неизвестно.

Несмотря на то, что школьники считают «Дубровского» одним из самых увлекательных классических текстов, входящих в программу, его очень низко оценивала Анна Ахматова, называя бульварным чтивом. «Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание зар<аботать> много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя», писала она.

Многие, однако, с ней несогласны и считают, что Пушкин искренне проникся историей Островского и так же искренне вырисовывал типичного самодура своего времени — пусть даже и собирался получить деньги за книгу.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится