Основным потребительским требованием была стойкость запаха - эта специфика советских ароматов стала даже почвой для шуток. В состав входили натуральные ингредиенты, поэтому ароматы отличались от французской парфюмерии, где использовались синтетические компоненты. Были у сотрудников «Главпарфюмера» и другие производственные секреты.
С образованием СССР все существовавшие на его территории предприятия по производству косметики и парфюмерии подлежали национализации. К примеру, самая первая в России парфюмерная фабрика «А.Ралле и Ко», основанная в 1843 году, превратилась в государственную мыльно-косметическую фабрику «Свобода». Первые годы советской власти внимание косметике практически не уделялось, а единственным востребованным продуктом являлось мыло. Его производство не требовало создания особых ароматических композиций, поэтому к 1930 году специализацию фабрики сократили. За восемь лет было создано более 30 сортов мыльной продукции, зубные порошки и средства для бритья.
Продуктами жидкой парфюмерии занималась фабрика «Новая Заря», образованная от компании «Брокар и Ко». К 1930-м годам она стала лидером в производстве духов.
Негативным моментом был однообразный состав товаров. Даже появились шутки по поводу названия треста «ЖирКость» (ТЭЖЭ), который контролировал выпуск косметики и парфюмерии: говорили, что трест называется ТЭЖЭ, потому что духи всё те же. Дефицит парфюмерии был вызван и проблемами с поставками жиров и эфирных масел для всех фабрик.
Для решения этих трудностей по личному поручению Сталина был образован «Главпарфюмер», который возглавила Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова. До того она была директором фабрики «Новая Заря». Позже Полину Семеновну назвали «жемчужиной советской парфюмерии». Помимо руководства организациями, она занималась и рекламой парфюмерии. Своей целью она ставила ликвидацию гигиенического бескультурья среди советских женщин. Жемчужина отмечала, что недостаточное внимание к уходу за телом приводит к болезням, а затем и эпидемиям.
«На губах ТЭЖЭ
На глазах ТЭЖЭ.
На щеках ТЭЖЭ…
Целовать где же?»
Такие маленькие частушки были популярны в 1930-х годах. Они свидетельствовали о том, что культура гигиены активно входила в жизнь советских граждан. Женщины начинали использовать косметику, которая стала гораздо доступнее, чем 10 лет назад.
Перечислим самые известные духи советского времени:
Красная Москва
Эти духи по праву могут считаться самыми известными в СССР. История их создания достаточно туманна и имеет несколько версий. Самая популярная и правдоподобная рассказывает, что «Красная Москва» представляет собой усовершенствованный аромат «Букет императрицы», созданный Брокарами к 300-летию дома Романовых. После переименования «Брокар и Ко» в «Новую зарю», по предложению главного парфюмера Августа Мишеля, началось воссоздание легендарных духов, но уже с новым названием — соответствующему духу времени.
Эксперимент был пройден успешно, а за новым ароматом стояли длинные очереди, несмотря на достаточно высокую цену. Французские духи достать было невозможно, а в случае удачи за них приходилось отдавать целую зарплату.
По другой популярной версии, аромат был создан Полиной Жемчужиной и прямого отношения к дореволюционным духам не имел. В любом случае, композиция духов из 60 ингредиентов никого не оставила равнодушным. Красивое оформление фигурного флакона в форме кремлёвской башни делало «Красную Москву» желанным подарком для многих женщин.
Красный мак
Создание ещё одного известнейшего аромата от «Новой зари» было приурочено к 10-летию Октябрьской революции. Вдохновением для создателя духов Давида Грабера послужил одноименный балет Рейнгольда Глиэра. Представление было настолько популярно, что интерес к Китаю рос на глазах. Упаковка «Красного мака» привлекала покупательниц изображенными на ней иероглифами, а также красно-жёлтой кистью. Спустя время изображение цветка стало присутствовать на самом флаконе.
Аромат был терпким — его композиция включала ноты не только мака, но и разных специй и гвоздики. Для советских людей, неизбалованных разнообразием, эти необычные духи стали интересной новинкой, хотя некоторые люди отмечали их сходство с «Красной Москвой». В конце 1970-х популярность «Красного мака» значительно упала, но спрос на аромат всё же был, поэтому его продолжали выпускать в меньшем количестве и с упрощенной упаковкой.
Ландыш серебристый
Духи были созданы в 1940-х годах на Ленинградской парфюмерной фабрике «Северное сияние». Они не отличались сложной композицией — явно чувствовался только запах ландыша. Интересно, что на упаковках одной фабрики использовался разный вариант написания названия, однако аромат ставил всё на свои места. Эти духи привлекали женщин доступной ценой.
Купить их было проще, чем другие парфюмерные изделия — они продавались практически везде. Ароматом пользовались как женщины в возрасте, так и школьницы. Духи с таким же названием выпускались и в «Новой заре», однако имели другую ароматическую композицию.
«Ландыш серебристый» часто путали с «Лесным ландышем». Как правило, вторые духи использовали на каждый день, а первые чуть реже — для особых случаев.
Злато скифов
Только к началу 1950-х годов советские женщины вновь смогли задуматься о косметике и парфюмерии. Новым фаворитом стал аромат «Злато скифов», сочетающий в себе запахи бергамота, жасмина, гвоздики и ванили. Композиция духов также сочетала в себе набор афродизиаков. Духи предназначались для вечернего времени — именно в это время суток аромат мог по-настоящему раскрыться. Конечно, не все девушки знали об этой особенности, поэтому пользовались ими постоянно. Впрочем, это не стало проблемой, и духи продолжали пользоваться большой популярностью.
Оформление флакона также заинтересовывало девушек, так как было выполнено в форме древнего золотого украшения. С годами дизайн духов только улучшался, и даже несмотря на терпкость аромата, «Злато скифов» продолжали использовать женщины всех возрастов.
Наташа
Аромат от «Новой зари» был особенно популярен среди молодых девушек и стал однозначным успехом продукции Главпарфюмера. В отличие от всех советских духов их запах был достаточно легким и сочетал в себе ландыш, жасмин и душистый табак.
История оформления духов была самой интересной за всю эпоху советской парфюмерии, несмотря на то, что упрощенная коробка являлась залогом доступной цены. Всё дело в фотографии девушки, изображенной на них. По словам главной художницы «Новой зари» Татьяны Кузовиткиной, лицо блондинки из Финляндии было взято из открытого банка данных. Однако люди об этом не знали, поэтому молодые парни отправляли на её имя письма с признаниями в любви. Несмотря на наличие выбора духов в 1970-х годах «Наташа» периодически бывала в дефиците, поэтому девушки использовали их экономно и по большим праздникам.
Заключение.
Многие духи, созданные в СССР, продолжают производить до сих пор. Фабрика «Новая заря» функционирует, хотя и не имеет такой мощной клиентской базы как раньше. Самым часто заказываемым ароматом по-прежнему является «Красная Москва».