А после этого она не побоялась круто изменить свою жизнь и уйти в другую профессию, и это начинание тоже стало успешным. Хотя в прессе Екатерину Маркову чаще всего упоминают как жену актера Георгия Тараторкина, она уже давно заслуживает того, чтобы о ней говорили как о самостоятельной творческой единице.
Наверное, талант передался ей по наследству. Екатерина Маркова родилась в писательской семье: ее отец, Георгий Марков, был руководителем Союза писателей СССР, автором романа «Строговы», за который получил Сталинскую премию, а также автором «Сибири» и «Соли земли». Мать, Агния Кузнецова, тоже была писательницей, известной по книгам «Моя Мадонна» и «Земной поклон». Детство Екатерины и ее старшей сестры Ольги прошло в Переделкино, где находились писательские дачи. Но с самого детства она выбрала для себя другой путь – мечтала стать актрисой. В первый раз она вышла на вышла на сцену в 4 года – в импровизированном представлении в доме отдыха.
В 9-м классе Екатерина перешла в школу рабочей молодежи, так как поступила в студию при Театре им. К. Станиславского, а после этого окончила Щукинское театральное училище. Родители не препятствовали ее выбору – они никогда ничего не запрещали дочери. В 23 года она стала актрисой ТЮЗа, а затем – театра «Современник», а в 26 дебютировала в кино, и первая же ее роль стала триумфальной – Галю Четвертак в военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» узнала и полюбила вся страна. В первый же год этот фильм посмотрели 66 млн зрителей, признав его одним из лучших фильмов о войне.
Станислав Ростоцкий сознательно пригласил на главные роли дебютанток – их имена никому ни о чем не говорили, их лица не мелькали на экранах в других ролях, а потому зрителям было легче поверить в правдивость экранных образов юных зенитчиц. «Я говорила Ростоцкому, что мне досталась героиня-трусиха – ни разу даже не выстрелила, – вспоминает Маркова. – А он отвечал, что я не права. Что девочка, которую я играю, – самый мощный протест против войны».
Съемки давались начинающей актрисе Екатерине Марковой с трудом – и из-за сильных эмоций, которые вызывал сюжет, и из-за сложностей съемочного процесса. Условия действительно были приближены к боевым, и девушки снимались среди взрывов. Однажды пиротехники не рассчитали мощность холостого заряда, и гимнастерку Марковой разорвало в клочья, а сама она упала и ударилась головой. К счастью, все завершилось благополучно.
Спустя год Екатерина Маркова сыграла еще одну главную роль – в фильме «Дела сердечные», а после этого ей больше главных ролей в кино не предлагали. Так случилось, что ее дебютная роль стала ключевой в ее карьере. Снималась она очень редко, на экранах ее чаще можно было увидеть в телеспектаклях. Параллельно Маркова продолжала выступать на сцене театра «Современник», но тогда в ее жизни уже появилось другое увлечение, заставившее забыть о съемках.
Очевидно, писательские гены все же взяли свое. Маркова окончила Литературный институт и начала писать романы и киносценарии. После 12 лет в «Современнике» она решила уйти из театра – несмотря на то, что у нее там было много больших ролей. Маркова объясняла это тем, что в литературном творчестве чувствовала себя куда более свободной, а потому круто изменила свою жизнь и фактически начала с нуля. За свою дебютную повесть «Чужой звонок» Маркова получила премию литературного журнала «Юность», а спустя 6 лет была удостоена премии за лучший сценарий на международном телефестивале в Праге. По ее сценариям были сняты фильмы «Чужой звонок», «Непохожая», «Чехарда» и др.
Новые книги Маркова не спешила выпускать – так же, как когда-то не спешила сниматься в новых фильмах. Она объясняла это так: «Когда вышла в журнале «Юность» моя первая повесть «Чужой звонок» (в 1979 году), которую я написала сама не знаю почему, маститые писатели меня называли умницей, наставляя при этом: «Катя, только не торопись». Потом я старалась следовать советам наших классиков, с которыми росла и была знакома. Например: слова нужно искать так, как геолог ищет золото или полезные ископаемые. Поэтому количество книг для меня не было самоцелью».
В 2000-х гг. Маркова вернулась на театральную сцену, время от времени участвуя в спектаклях театра «Ангажемент», а вот в кино она больше не снималась. И будучи актрисой, и став писательницей, Екатерина основную часть своего времени посвящала семье, которая всегда оставалась для нее на первом плане. Еще в 24 года, через год после окончания училища, она вышла замуж за актера Георгия Тараторкина. В 1974 г. у них родился сын Филипп, в 1982 г. – дочь Анна. Их семья была редким исключением из правил в актерской среде – они прожили вместе всю жизнь, вплоть до ухода актера в 2017 г. Их имена никогда не были замешаны в скандалах, они не заводили романов на съемочных площадках. Слово «роман» было актуально для Марковой только по отношению к ее книгам.
Когда ее актерская слава померкла, Екатерину перестали узнавать на улицах, а в прессе называли не иначе как «женой знаменитого Тараторкина», но она не возражала. Маркова не раз говорила, что муж – лучшее, что дала ей жизнь. Она признавалась, что не переставала ему удивляться, словно каждый раз узнавая его заново после выхода очередного фильма с его участием. А он в свою очередь открывал ее с неожиданной стороны, когда выходили ее новые книги. Творческой ревности в их семье никогда не было, они искренне радовались успехам друг друга.
Не все звезды этого фильма в дальнейшем связали свою жизнь с кино: «А зори здесь тихие...» в кадре и за кадром: как сложились судьбы главных героинь культовой советской драмы.