Джакомо Балла: чем прославился знаменитый итальянский футурист
935
просмотров
Джакомо Балла — великий живописец XX века, представитель первой волны итальянского футуризма, один из самых влиятельных мастеров прошлого столетия. Творчество Джакомо Балла — это попытка передать динамику, ухватить самую суть движения. Его картины лиричны, полны света и ритма.
Джакомо Балла. Картина «Автопортрет», 1902

Джакомо Балла — автор произведений, где вещи и живые существа изображены в динамике. Такого эффекта художник сумел добиться в силу глубоких познаний в фотографии.

Биография Джакомо Балла, первого из футуристов

Джакомо Балла появился на свет 18 июля 1870 года в Турине, в небогатой семье аптекаря. У будущего гения рано проснулся интерес к живописи и только появившейся фотографии. После школы мальчик устроился в литографическую мастерскую и начал изучать основы рисования.

Джакомо Балла. Картина «Уличный свет», 1909

Несмотря на бедность, в 1891-м будущему мастеру удалось попасть в знаменитую школу искусств при Туринской академии Альбертина. Параллельно он работал в фотомастерской — изучал фотографию и тут же применял полученные знания на практике. В дальнейшем это увлечение оказало на его творчество сильнейшее влияние.

Джакомо Балла. Картина «Руки скрипача», 1912

Несколько лет спустя, в 1895 году, художник переезжает в Рим. Джакомо Балла считает, что в столице его таланту найдется применение и он сможет поправить свои дела. И ему удается — в Риме живописец действительно начинает зарабатывать творчеством — он рисует карикатуры и плакаты, оформляет упаковки и дает уроки.

Джакомо Балла. Картина «Динамизм собачки на поводке», 1912

В 1900 году Балла отправляется в Париж, где изучает живопись и знакомится с французским импрессионизмом. Большой интерес вызывают у него работы Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Симпатия к импрессионизму становится началом увлечения футуризмом.

Джакомо Балла. Картина «Полет ласточки», 1913

После возвращения в Рим художник уже довольно известен. У него появляются первые ученики, среди которых Умберто Боччони (Umberto Boccioni). Рассказывают, что Балла был увлечен эзотерикой, оккультизмом и разного рода мистическими явлениями, участвовал в спиритических сеансах. Это хобби также отложило отпечаток на его творчество. Современники мастера также вспоминают, что его весьма интересовало масонство, но в Орден он так и не вступил.

Джакомо Балла. Картина «Проход Меркурия перед Солнцем», 1914

В 1910 Джакомо Балла вместе с другими художниками публикует «Манифест футуризма». Основной тезис этого труда — использование искусства как инструмента борьбы со старым порядком. Манифест воспевает будущее, превозносит движение и прогресс.

Джакомо Балла. Картина «Девушка-дерево», 1915

Именно работам Балла и его интересу к движению мир обязан появлением анимации. Живописец стремился запечатлеть разные фазы движения в едином произведении. Так появляются «Динамика собаки на поводке», «Руки скрипача» и другие шедевры. Мастер все глубже погружается в свои исследования движения и света, создает все более абстрактные произведения. Постепенно он переносит идеи футуризма в иные сферы искусства — скульптуру, театральные декорации и костюмы.

Джакомо Балла. Картина «Нежность», 1915

Джакомо Балла оставался верен футуризму даже когда прочие адепты этого направления сменили амплуа. Лишь в 30-е годы XX столетия художник вернулся к традиционной живописи. Причиной этого стала, как утверждают некоторые историки, попытка основателя движения, Филиппо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) поставить футуризм на службу католицизму.

Джакомо Балла. Картина «Лучи», 1918

Однако разрыв не был окончательным — мастер сохраняет связь с футуристами. Это продолжается до прихода к власти фашистов. Как и Маринетти, и многие другие итальянские художники, Балла симпатизирует фашизму и его идеям. Позднее, когда футуризм и авангардизм объявляют «дегенеративным искусством», Джакомо Балла утверждает, что не имеет к нему никакого отношения.

Джакомо Балла. Картина «Монахини», 1925

После падения Рейха художник сполна расплатился за симпатию — его подвергали остракизму, клеймили маргиналом. Впрочем, невзирая на свои отношения с фашизмом, мастер вошел в историю как величайший живописец Италии. Он умер после продолжительной болезни в Риме, 1 марта 1958 года.

Самые известные картины Джакомо Балла

Картины Джакомо Балла никогда не тяготели к насилию, не механизировали человека. По сравнению с произведениями других футуристов они более гуманны. Самые известные шедевры художника:

  • «Динамизм собачки на поводке» (1912 год). На холсте хорошо передано движение лапок маленькой собачки и ног ее хозяйки.
  • «Уличный свет» (1909 год). На картине изображен уличный фонарь, чье свечение затмевает полумесяц. На написание шедевра мастера вдохновили фонари одной из римских площадей.
  • «Рука скрипача» (1912). На произведении изображено движение руки музыканта.
  • «Абстрактная скорость + звук» (1913-1914). Картина исследует скорость гоночного автомобиля. Возможно, изначально произведение было частью триптиха. По мнению BBC шедевр входит в сотню величайших картин мира.
Джакомо Балла. Картина «Абстрактная скорость + звук», 1913-1914

Творчество Балла стало основой для развития современного абстракционизма. Сегодня его работы украшают выставки именитых музеев и заставляют зрителей открывать для себя новые смыслы.

Джакомо Балла. Картина Autunno, 1940

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится