Джонатан Свифт: почему в наше время автор Гулливера был бы скандальным блогером-сатириком и его боялись власти
740
просмотров
Для большинства бывших советских детей Свифт – автор замечательной книжки о сказочных приключениях Гулливера. Вот уже много поколений радует детей этот… сатирический, острополитический текст. Ведь на самом деле Свифт известен именно как автор преязвительнейшей сатиры. В наше время он был бы популярным блогером, которого растаскивают на мемы. Впрочем, его и так растаскивают на мемы.

Свифт родился в английской семье, проживающей в Дублине, и считал своей родиной, прежде всего, Ирландию. В те времена Ирландия была не просто далека от независимости – по отношению к Англии она находилась примерно в том же положении, какое будет в девятнадцатом веке у заокеанских колоний.

Ирландцев не ставили ни во что, из их края выкачивали всё, что можно выкачать. Знаменитая древняя ирландская культура, некогда ставшая источником восстановления христианской культуры Европы, была смешана с грязью и растоптана, самих ирландцев выставляли дикарями и обращались, как со скотом.
Сам Свифт получил духовное образование и даже некоторое время окормлял паству в ирландском посёлке, но быстро понял, что карьера сельского священника – не для него. Слишком уж его раздражало буквально всё. Хранить подобающее пастору спокойствие не получалось, и смирения, чтобы переносить тяготы жизни в нищем посёлке после жизни и обучения в Оксфорде, тоже не хватало.

Он стал добиваться должности в Дублине – и в конце концов добился. И именно на период ожидания и прошений приходятся его первые сатирические памфлеты. Вот несколько фактов о Свифте, как о сатирике и «блогере» своего времени.

Портрет Свифта в молодости. Портрет кисти Томаса Пули.

Многие свои ядовитые тексты он писал анонимно

Преподобный Свифт был человеком, конечно, в чём-то принципиальным, но умным и жизнелюбивым и предпочитал писать самые ядовитые свои тексты под псевдонимами. В результате даже самые скандальные из них не обернулись для него тюремным сроком. Причём псевдонимы он менял.

Так, его знаменитый розыгрыш над астрологическим гуру его времени породил альтер-эго Свифта, астролога Айзека Бикерстаффа. Дело в том, что в те времена, когда Свифт пытался устроить свою судьбу в Англии, кругом сходили с ума по астрологу по имени Партридж. Если в своём издании Партридж сулил Овнам неудачу в важном разговоре – десятки или сотни Овнов запирались дома, отменяя все дела и, порой, упуская выгодные переговоры или слишком поздно узнавая важные новости. Если Партридж обещал Стрельцам финансовую удачу, Стрельцы бросались вкладывать деньги без разбора – что грозило обернуться разорением. Свифта, как священника и прагматика в одном лице, культ Партриджа немало раздражал.

Свифт начал издавать собственные астрологические брошюрки под именем Бикерстаффа. Он тончайше пародировал Партриджа, так, что для большинства почитателей астрологии его брошюрки выглядели очень убедительно и захватывающе. Вскоре Бикерстафф стал невероятно популярен, и с его предсказаниями сверялись многие.

Тогда Бикерстафф и объявил, что Партридж умрёт 29 марта 1708 года. Дата эта была довольно близка. Партридж выпустил опровержение, где расписывал по карте звёзд, почему это предсказание не может быть верным. Бикерстафф в следующем выпуске повторил, что Партридж умрёт. Так они опосредованно переписывались до той самой даты.

Европейцы издавна увлекались астрологией.

29 марта Партридж провёл в некотором напряжении. 30 марта он выдохнул и почувствовал себя намного спокойнее, пока не увидел новую публикацию Бикерстаффа. В ней сообщалось о кончине знаменитого астролога. Партридж попытался снова издать опровержение, но в типографии не приняли текст: там верили, что настоящий Партридж умер, и значит, явился самозванец. Более того, весь Лондон верил, что Партридж умер.

Пока несчастный астролог пытался прийти в себя, Бикерстафф в должный срок выпустил описание того, как прошли похороны безвременно погибшего Партриджа. После этого даже друзья Партриджа не сразу соглашались признавать в нём его самого, настолько глубоко они уверились в его смерти. Партридж прекратил всякую социальную жизнь на четыре года. По прошествии этого срока он снова начал публиковаться, хотя прежних высот популярности ему уже было не суждено достичь никогда.

Он шантажом заставил англичан изменить политику в Ирландии

Может ли один человек, притом даже не власть предержащий, запугать правительство экономическими санкциями от таких же далёких от властей людей? Преподобный Свифт сумел. Когда он уже служил в Дублине, англичане решили, что как-то недостаточно получают выгоду с ирландцев. И начали расплачиваться с ними не золотыми монетами за их товары, а исключительно медными, причём такими, которые будут в ходу только в Ирландии.

После этого гениального экономического решения по Ирландии и Англии стали распространяться отпечатанные в типографии «Письма суконщика». Анонимные. В них простым, популярным у ремесленников языком обсуждалась сложившаяся ситуация от лица безвестного ирландского суконщика. Это были письма, которых ждали все, потому что они были не только ядовиты и точны, но и уморительно смешны. По современным меркам, как будто кто-то завёл блог от лица не слишком одарённого литературно, зато с живой и меткой разговорной речью шиномонтажника или другого работяги, где расписывал бы, что значит для народа то, что творят законодатели.

Первое письмо суконщика. Хотя их вышло только два, ирландцы долго ждали третьего.

Более того, в этих «Письмах» содержался призыв полностью прекратить покупать товары английского производства и, тем более, пользоваться монетой; лучше обмениваться своим товаром напрямую. Не то, чтобы ирландцы массово отвернулись от того, что завозят из Англии, но «Письма» были так популярны, что английские власти нешуточно обеспокоились. Сначала для устрашения посадили нескольких распространителей «Писем». Но от этого – кто бы мог подумать – ситуация только накалилась. Тогда англичане всё же законодательно пересмотрели свою экономическую политику в Ирландии. Не то, чтобы они перестали её высасывать, но некоторые шаги к облегчению жизни ирландцев были сделаны.

Он запечатлел жадность короля в камне, и ему за это ничего не было

В территорию, где нёс службу Джонатан Свифт, естественно, входило кладбище. Часть могил на нём были неухожены, с повреждёнными надгробиями, которые давно следовало обновить. Но кто бы это мог сделать?

Преподобный Свифт обошёл кладбище и скрупулёзно записал данные всех нуждающихся в замене надгробий. Потом, по церковным книгам и используя дополнительные источники информации, Свифт составил список родственников, которые могли бы заняться надгробиями.

Этим родственникам он разослал письма, предлагающие заняться внешним видом могил. Правда, преподобный обещал, что если последними пристанищами усопших никто не займётся, то это сделает и он сам, за свой счёт… Но добавлял, что в таком случае на каменных надгробиях будет высечено, что такие-то такие-то – жадные люди, которые не захотели оплатить ремонт надгробий.

Свифт прославил короля Георга II в веках, как жадину.

Через некоторое время все надгробия были заменены новыми. На некоторых действительно были выбиты надписи о жадности неких господ. И среди этих господ значился английский король. У одного из усопших, дальнего родственника короля, других родных установить не удалось, а король проигнорировал письмо Свифта (хотя, скорее всего, его видел – Свифт уже был постоянным колумнистом, автором сатирической странички, в одном из британских изданий, и на его имя живо реагировали).

Он заставил англичан всерьёз обсуждать пропаганду людоедства

Один из самых знаменитых текстов Свифта – сатирический памфлет «Скромное предложение». Хотя известен он именно под таким названием, полное – «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». Этот текст был откровенно подписан именем автора. Свифт, похоже, был к тому моменту сильно ожесточён.

Памфлет имитировал общественные инициативы, которые тогда свободно публиковались. Но если большинство реальных инициатив игнорировались обществом и властями, то тут мимо пройти было невозможно.

Автор памфлета, самым благожелательным и невинным тоном, имитирующим авторов пособий по хозяйству, объяснял, почему для всех будет лучше, если ирландские родители будут продавать своих детей английским господам, а те станут приготовлять из маленьких ирландцев различные блюда (список прилагается) и кушать. Так, мол, решится проблема и ирландской бедности, и английского аппетита.

*Скромное предложение* было подписано именем настоящего автора.

Памфлет был написан во время крупного голода в Ирландии. Единственная доступная ирландцам тогда сытная еда – картошка – была поражена паразитом и непригодна в пищу, а хлеб англичане по-прежнему запрещали выращивать. Ирландцы вымирали целыми деревнями. Некоторые крестьяне решались искалечить своих детей, чтобы подбросить потом английским господам – калек жалели или держали при себе шутами.

В Британии текст вызвал нешуточный скандал. Одни приняли его всерьёз и громко возмущались пропагандой людоедства. Другие сразу заметили капающую со страниц жёлчь и верно поняли, что Свифт называет англичан людоедами, и тоже были крайне возмущены. Текст обсуждался так и этак, и пока кипели страсти, лишь горстка англичан пыталась организовать помощь голодающим ирландцам, то ли устыдившись, то ли будучи по натуре человеколюбивыми.

Надо ли говорить, что в Ирландии Свифта уважали и обожали. В городах в окна домов многие выставляли его портрет. Популярность его зашкаливала настолько, что, даже когда из анонимных текстов торчал свифтовы уши, власти всё равно не решались арестовать его без прямых доказательств – боялись, что вместо ропота столкнутся, наконец, с бунтом. Но нет. Ирландский бунт они увидели только через двести с лишним лет.

Между прочим, свифтова книга о путешествиях Гулливера была начата как пародия на книгу Дефо о Робинзоне Крузо: Важные детали романа «Робинзон Крузо», которые многие читатели упускают из внимания.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится