Творчество Джованни Кастильоне — это, преимущественно, пейзажи и сельские сцены, написанные на сюжеты из Ветхого Завета. На картинах регулярно появляются разнообразные животные — этот мастер считается одним из лучших анималистов своего времени. Также он прославился как изобретатель гравюрной техники монотипирования.
Биография Джованни Кастильоне
Джованни Кастильоне родился в Генуе и был крещен 23 марта 1609 года. О раннем периоде его жизни известно мало, и исследователям остается лишь гадать, у кого он обучался. Вероятно, это были пейзажисты местного значения и караваджист Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi). В работах художника отслеживается влияние Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens) и Антониса Ван Дейка (Antoon van Dyck) — с последним он мог встретиться лично.
Джованни Кастильоне был принят в Академию святого Луки в 1632 году. В Риме он прожил около 15 лет, изучал творчество мастеров Высокого Возрождения и выдающихся современников. У Никола Пуссена (Nicolas Poussin), например, он перенял искусство построения сложных и тщательно организованных композиций. В начале 1640-х художник возвращается в Геную и выполняет несколько важных заказов по оформлению церковных алтарей. Позднее созданные им образы оказали заметное влияние на местную школу. Примерно в это же время он создает первые работы в технике монотипии. Именно Кастильоне считается изобретателем этой разновидности печатной графики.
С 1647 по 1652 год художник снова живет в Риме и испытывает влияние популярнейших на тот момент живописцев — Сальваторе Розы (Salvator Rosa) и Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Стиль мастера становится более эмоциональным и драматичным. Тогда же он изучает гравюры Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и перенимает многие приемы. За виртуозное изображение светотени на офортах автора даже прозвали вторым Рембрандтом. Также он получил прозвище Грекетто за классические пасторальные сцены.
В поздние годы Кастильоне был очень востребован и часто посещал крупнейшие итальянские города. Он стал придворным художником семейства Гонзага в Мантуе, также бывал в Неаполе, Венеции, Парме и родной Генуе. Многие произведения мастера были созданы в мастерской совместно с братом Сальваторе и сыном Франческо, что создает сложности в атрибуции. Умер Кастильоне 5 мая 1664 года в Мантуе и был похоронен в местном соборе. Его сын стал новым придворным живописцем.
Джованни Кастильоне получил международную известность еще при жизни. В XVIII веке ему все еще подражали, а работы копировали как классику. Например, восточные и «колдовские» мотивы с его гравюр оживают в творчестве Джованни Баттисты Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo). Но в XIX веке популярность этого автора сошла на нет и его стали забывать. Многие сведения были утрачены.
Любопытно, что восстановить факты помогают не только записи о выполненных заказах, но и судебные документы. Судя по всему, художник отличался вспыльчивым нравом и неоднократно становился участником беспорядков, что осложняло развитие его карьеры. В настоящее время творчество мастера оценено по достоинству, а его работы хранятся в лучших музеях Италии, в Лувре, Эрмитаже и других знаменитых собраниях.
Самые известные картины Джованни Кастильоне
Картины Джованни Кастильоне свидетельствуют о нем как о блестящем рисовальщике и мастере композиции. Еще одно его достоинство — новаторство и изобретательность. Он придумал монотипию, первым стал рисовать маслом по бумаге и использовал киноварь, которую в тот период не применял никто. Среди известных произведений автора можно назвать следующие:
- «Перед Ноевым ковчегом» (около 1650). Автор любил писать разнообразных животных и обращался к сюжету с Ноевым ковчегом на протяжении всего творческого пути.
- «Диоген в поисках человека» (около 1650). Сюжет взят из басни, в которой Диоген бродил по Афинам с лампой и говорил, что пытается найти честного человека. Идол, сатир, животные и кости на картине — свидетельства порочности и упадка общества.
- Святой Франциск в экстазе (около 1650). Эта работа была написана в Риме, вероятно, как запрестольный образ. Череп, книга и крест — символы мирской суеты и вечности духовного мира.
- «Голова мужчины в восточном головном уборе» (1655). Художник создал целую серию произведений в технике монотипии с экзотическими портретами мужчин и женщин. Она стала популярной и часто воспроизводилась.