Екатерина Самбуева родилась в 1949 г. в Улан-Удэ. С самого детства ее главным увлечением были танцы, и после школы она окончила Бурятское хореографическое училище. Подающую надежды перспективную танцовщицу направили в Ленинград, где с 1967 г. она занималась в классе усовершенствования Ленинградского хореографического училища. Под руководством лучших педагогов там девушка смогла раскрыть свой потенциал. В том же году Екатерина Самбуева стала солисткой Бурятского театра оперы и балета.
В 1972 г. Екатерина Самбуева сыграла свою единственную роль, которая принесла ей всесоюзную популярность, – туземки Аннуир. Зрители не подозревали о том, что этот образ был создан одной из ведущих артисток советского балета. Как и о том, что этому фильму изначально все предрекали провал. Съемки с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке часто происходили конфликты, а определиться с окончательным составом актеров не удавалось до самого последнего момента.
Изначально предполагалось, что главные роли в этом фильме исполнят другие актеры: Армену Джигарханяну предлагали сыграть руководителя экспедиции Ильина, Евгению Леонову – слугу Игнатия, Игорю Ледогорову – каторжанина Губина, а Владимиру Высоцкому – авантюриста Крестовского. Однако практически все эти актеры были заняты в других проектах и даже не пришли на пробы. Этой идеей загорелся только Высоцкий, который специально для «Земли Санникова» записал 3 песни: «Белое безмолвие», «Кони привередливые» и «Баллада о брошенном корабле». Но перед началом съемок руководство «Мосфильма» сняло с роли Высоцкого без объяснения причин. В результате Крестовского сыграл Олег Даль, а его партнерами по съемочной площадке стали Юрий Назаров, Георгий Вицин и Владислав Дворжецкий.
При этом атмосфера на съемках не улучшилась, и конфликты продолжались. Несмотря на все сложности, актеры блестяще справились со своей задачей. В прокате «Земля Санникова» пользовалась огромной популярностью – фильм посмотрели 41 млн зрителей. Обреченный на провал проект неожиданно даже для его создателей стал одним из признанных шедевров советского кинематографа. И заслуга в этом была не только у исполнителей главных ролей, но и у актеров, сыгравших эпизодические роли. Образ туземки Аннуир, созданный Екатериной Самбуевой, получился очень ярким и запоминающимся.
«Стойбище онкелонов» соорудили в 100 км от Нальчика, на Былымском перевале. Как должна выглядеть экзотическая народность, которая покинула материк 400 лет назад, никто не знал. Художник по костюмам Алина Будникова рассказывала: «Я ездила в этнографический музей в Ленинграде, просмотрела уйму документов, в архивах нашла удивительные вещи, которые можно было сшить даже из рыбьих пузырей. На моих эскизах онкелоны были с темными волосами и голубыми глазами. Режиссеры решили, что они ближе к монголоидной расе. Юра Назаров обмолвился: «А почему бы не сделать их светловолосыми?» Все решили: так онкелоны на самом деле будут выглядеть экзотичнее – и на них надели светлые парики. На складах «Мосфильма» было много кожи. В ход шла также тонкая обтирочная замша. Из нее мы шили все женские костюмы». На роли экзотических онкелонов пригласили танцовщиков, собранных из балетных трупп от Казахстана до Бурятии.
Несмотря на успешный кинодебют, Самбуева не захотела продолжать актерскую карьеру – своим истинным призванием она всю жизнь считала балет. Екатерина признавала, что съемки в «Земле Санникова» стали для нее захватывающим и ценным опытом, но при этом она не воспринимала это как профессиональную деятельность. Ее приглашали в столичные театры, но Екатерина приняла решение вернуться на родину и выступать на сцене театра в столице Бурятии. При этом ее продолжали считать одной из самых ярких артисток советского балета.
Восторженные критики называли Самбуеву «маленькой бурятской Терпсихорой». Специально на ее выступления приезжали ценители балета со всего СССР. Балетоведы о ней писали: «Танец её легкий, стремительный, смелый при всей лиричности и поэтичности облика. Самбуева гибкая, даже сверхгибкая. Линии её арабеска волшебно пластичны: острой тростинкой вонзила носок в пол, вся подтянулась, готовая улететь. Как близко это поэтике «Жизели» и как хороша Самбуева в «Жизели»!».
Ее талант получил признание не только на родине, но и за рубежом. Под занавес своей артистической карьеры Екатерина Самбуева прошла стажировку в Мариинском театре и несколько раз ездила с гастролями по всему миру. Ей рукоплескали в театрах Италии, Германии, Великобритании, Португалии, США, Вьетнама, Китая, Монголии, Японии и других странах.
Завершив свою карьеру танцовщицы, Екатерина Самбуева окончила заочное отделение ГИТИСа и занялась преподавательской деятельностью. В 1994-1997 г. она была художественным руководителем Бурятского государственного хореографического училища, в 1998-1999 гг. стояла у истоков создания театра балета «Элиста» в Калмыкии. С 1999 г. Екатерина Самбуева – художественный руководитель и педагог-репетитор балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета. С 2013 г. – главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми. Под ее началом бурятский балет вышел на мировой уровень.
Ее артистическая карьера завершилась как раз во времена распада СССР и кризиса в отечественном искусстве. Многие коллеги Самбуевой, чтобы оставаться «на плаву», были вынуждены участвовать в таких проектах, об эстетическом уровне которых не приходилось говорить. Поэтому Екатерина Самбуева не жалела о том, что ей пришлось оставить сцену. Это позволило ей сохранить свое доброе имя и остаться нравственным ориентиром для начинающих артистов. Она говорила: «Когда сама танцуешь и только за себя отвечаешь – это легче и радостней, а быть педагогом – это огромная ответственность».
В наши дни Екатерина Самбуева, которая недавно отметила 70-летний юбилей, остается одним из крупнейших деятелей культуры Бурятии. Она все так же живет в родном Улан-Удэ, участвует в культурных событиях столицы и ведет активную общественную жизнь.