"Звездную ночь" Ван Гог писал, глядя в окно из психиатрической палаты
В 1889 году Винсент Ван Гог решил пройти добровольное лечение в психиатрическом отделении больницы, находящейся при монастыре Сен-Поль на территории коммуны Сен-Реми-де-Прованс. Это случилось после трагического случая, когда в припадке сумасшествия художник лишил себя мочки левого уха. Именно в процессе лечения Ван Гог создал некоторые из самых известных своих картин, в числе которых и бесподобная "Звездная ночь".
Конечно, это не пейзаж в привычном смысле слова, и это подтвердит любой, кто, будучи туристом, посещал палату художника. За окном действительно видны кипарисы и холмы, но вот вид на ближайшую деревню Ван Гог писал уже по своим воспоминаниям.
На создание "Крика" Эдварда Мунка подтолкнули последствия извержения вулкана
Самая знаменитая версия этой картины (всего их четыре) была создана Эдвардом Мунком в 1893 году, спустя десять лет после извержения вулкана Кракатау. В тот момент в атмосферу было выброшено огромное количество вулканического пепла, после чего по всему миру долгие годы наблюдались неестественные кроваво-красные закаты. Именно такой закат наблюдал однажды и художник - цвета неба так поразили его, что он почувствовал резкий упадок сил и нашел отражение своего внутреннего беспомощного крика в природе, которая тоже словно пыталась закричать. Сам Мунк так и окрестил это произведение - "Крик природы".
Картину "Сборщицы колосьев" Милле посчитали призывом к революционному восстанию
Несмотря на то, что вся живопись Жана-Франсуа Милле была построена на изображениях крестьянской жизни, именно это полотно представители высшего класса сочли грубым напоминанием о том, что вся их комфортная жизнь построена на эксплуатации труда низших сословий. Революция 1848 года была еще свежа в умах буржуа на момент написания произведения (1857 год), а потому они просто проигнорировали его.
Репин изобразил необходимость борьбы с режимом в картине "Бурлаки на Волге"
В 1873 году революционные настроения еще не захлестнули Российскую Империю, однако Репин уже намекал на необходимости борьбы, изобразив в рядах бурлаков молодого юношу, пытающегося избавиться от кожаных ремней, стягивающих грудь каждого из рабочих.
Ван Гог считал "Едоков картофеля" своей лучшей картиной
Это полотно 1885 года не только не входит в список самых известных произведений художника, но и вообще не напоминает привычную нам стилистику Ван Гога - где же излюбленной им буйство красок и динамика линий? Но зато сам Винсент был уверен, что некрасивые крестьяне, простые люди, закаленные трудом, больше нуждаются в изображении - особенно в процессе своих простых радостей, какой и является полная тарелка горячей картошки. Именно из-за честности и простоты сам художник горячо любил эту картину.
На полотне "Клиника Гросса" Икинс изобразил реальную хирургическую операцию
Художник лично присутствовал на проведении доктором Гроссом операции по удалению инфецированной части бедренной кости, которую впоследствии запечатлел на этой картине. Ее уникальность заключается в том, что в 1875 году врачи предпочитали просто ампутировать пораженные конечности, вместо того, чтобы лечить их. Но только не Сэмюэл Гросс.
В своей "Композиции VIII" Василий Кандинский пытался изобразить звуки и музыку
С раннего возраста Василий Кандинский любил сопоставлять цвета с отдельными звуками и явлениями, будучи полностью очарованным классической палитрой и всеми существующими оттенками. С возрастом он убедился, что цвет обладает трансцендентными свойствами и хотел исследовать области соприкосновения звука и цвета. Именно поэтому большинство полотен художника наполнены символами вдохновения, с каким музыканты сочиняют свои композиции. Кандинский искренне верил в мистические свойства математических форм и геометрических фигур, а потому сочетание полукругов, прямых и кривых, прямоугольников и треугольников с совершенно разными цветами в "Композиции VIII" обусловлено исключительной силой их эмоционального воздействия на зрителя.
Паоло Уччелло изобразил спасение церкви от язычества в своей картине "Битва святого Георгия с драконом"
На этот знаменитый сюжет, изображающий спасение принцессы святым Георгием от страшного дракона, написано очень много картин. К нему приложили свою руку (и кисть) Рафаэль, Рубенс, Вейден и другие. Однако именно в полотне Уччелло ярче всего читается пропаганда средневековой инквизиции, связанная с очищением церкви от язычества. Язычество, разумеется, олицетворяет дракон, под обликом невинной принцессы подразумевается церковь, а святой Георгий должен был изобразить все духовенство, ведущее борьбу против инакомыслия.
Стоит заметить, что, ради усиления этого эффекта, Уччело изображает своих героев в намерено упрощенном стиле, напоминающем творчество художников раннего средневековья, а не раннего возрождения, в котором существовал и творил Уччелло.