Но кто же такая Артемисия и зачем она выпила прах собственного мужа? А главное – почему эта тема стала столь популярна в искусстве?
Жившая в IVвеке до нашей эры, Артемисия являлась не только женой, но и сестрой правителя Карии (исторической области на юго-западном побережье Анатолии, ныне входящей в состав Турции) Мавсола.
Их отец Гекатомн, родоначальник династии Гекатомнидов, был сторонником исключительно «семейной власти» и для ее укрепления женил на старшей дочери Артемисии старшего сыны Мавсола, а среднего сына Гидриейя на младшей дочери Аде.
За более чем двадцатилетнее правление Мавсолу удалось подчинить своей власти обширные территории, включая важнейшие города Ионии и превратить Галикарнас (столицу своего государства) в центр науки и искусства.
Достоверно неизвестно насколько большой вклад в успехи правителя внесла него жена-сестра, но после смерти Мавсола в 353 до н. э., несмотря на недовольство значительного числа людей близких к власти, Артемисия возглавила государство.
Скорбь же по умершему мужу была столь велика, что по словам ряда известных историков древности (в том числе и Авла Геллийя), она подмешивала прах столь любимого брата-супруга в свое питье.
Помимо прочего, чтобы дабы увековечить память мужа, она приказала построить в его честь величественный памятник в Галикарнасе (знаменитый мавзолей и одно из семи чудес света).
Многие писатели воздавали должное безмерной скорби Артемисии и ставили в пример целомудрия вдовства, чистейшей и редчайшей любви.
Артемизия известна своим командованием флотом и сыграла важную роль в военно-политических делах Эгейского моря после упадка Афинского военно-морского превосходства. Островная Республика Родос возражала против того, что женщина управляла Карией, в результате армия под предводительством Артемизии захватила Родос.
За два года нахождения у власти, правительница внесла значительный вклад в развитие своей страны, однако потомкам запомнилась как именно безмерно скорбящая супруга, впавшая в безумие и пьющая прах собственного мужа.
Захватывающая истории стала одной из популярных тем в живописи начиная с эпохи Возрождения. Ее рисовал Рембрандт, Геррит ван Хонтхорст и многие другие всемирно известные живописцы.
Героиню всегда изображали с чашей или урной, либо в одиночку, либо в окружении служанок помогающих приготовить напиток из праха.
Безусловно, художники пытались изобразить ее именно как образец целомудрия, но упускали при этом, что помимо прочего Артемизия была родной сестрой собственного мужа.