Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Наличие знака о принадлежности книги известному владельцу в большинстве случаев значительно повышает ее художественную ценность и стоимость при продаже.
Виды экслибрисов
Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.
Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:
- Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
- Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
- Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт).
- Цветовому решению (моно- или полихромные).
Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.
Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:
- пейзажи;
- изображения кораблей;
- растения и животные;
- аллегории, символы и инструменты из различных научных дисциплин;
- ангелы и мифологические существа;
- драконы и обнаженная натура;
- предметы и объекты из профессиональной деятельности владельца книг
Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.
История экслибриса
История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.
С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.
В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.
Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.
До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:
- Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer);
- Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere);
- Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere).
С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.
Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. Стимулом к этому послужило издание «Руководства по изучению буклетов (экслибрисов)» авторства лорда де Табли (John Byrne Leicester Warren).
Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.
В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.