Родители Елены Яковлевой не были связаны с миром кино – ее мать работала в НИИ, а отец был военным, из-за чего семья часто переезжала с места на место. Прежде чем попасть в столицу, Яковлева исколесила всю страну. После окончания школы она устроилась работать комплектовщицей на завод электроаппаратуры в Харькове, где они тогда жили. Но с самого детства она мечтала стать артисткой, и деньги, полученные на заводе, она откладывала, чтобы поехать в Москву и поступить в театральный вуз. И в ГИТИС ее приняли с первой же попытки.
После окончания вуза она поступила в труппу театра «Современник», а с 22 лет начала сниматься в кино. С первых же ролей актриса обратила на себя внимание режиссеров. Фильмы «Плюмбум, или Опасная игра» и «Время летать» принесли ей первую популярность, а всесоюзная слава пришла к Яковлевой после главной роли в нашумевшем фильме Петра Тодоровского «Интердевочка».
Правда, эта слава была неоднозначной: драма о представительнице древнейшей профессии стала лидером проката в 1989 г., ее посмотрели больше 41 млн зрителей, Яковлеву признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», она была удостоена двух престижных кинопремий – Токийского фестиваля и фестиваля «Созвездие», но вместе с тем получила в свой адрес и шквал негативных отзывов.
Ее начали отождествлять с ее героиней, Таней Зайцевой, обвиняя актрису в том, что она подает молодежи ужасный пример. Яковлева рассказывала: «На «Мосфильме» стояли мешки писем. Некоторые ругали – писали: «Я с тобой не то что в одном подъезде, в одном городе жить не хочу». Это из категории озлобленных женщин, которые твердили, что в СССР нет секса. Другие рассказывали, как бы они хотели быть похожей на меня. Мужчины признавались в любви, приходили письма из психбольниц, колоний... Авторы рассказывали, что им разрешали вешать мой портрет над кроватью... Одно письмо помню почти дословно: «Леночка, ты такая красотка. Если хочешь познакомиться с мужественным, сильным и красивым мачо, то это я. Сижу 15-й год в колонии строгого режима в одиночной камере. Осталось немного, скоро на волю. Если ты при выходе из театра «Современник» встретишь такого лысоватого мужественного красавца с тремя гвоздиками – это я». С тех пор при выходе из театра озираюсь по сторонам. Я боюсь таких поклонников… Как-то даже пришло письмо с просьбой возглавить профсоюз девушек легкого поведения». Из-за преследований одного из таких «поклонников» актрисе даже пришлось обратиться в милицию.
После роли в этом фильме зрители называли ее Таней, и она даже привыкла к тому, что на улицах к ней иначе и не обращались. Многие критики прогнозировали, что эта роль может поставить крест на ее дальнейшей кинокарьере: у зрителей она с тех пор ассоциировалась только с этой героиней, а режиссеры не были заинтересованы в том, чтобы в новых ролях Яковлевой все видели только Таню Зайцеву. Но актриса не только продолжила сниматься в кино, но и сыграла несколько знаковых ролей в 1990-х гг., когда многие ее коллеги остались без работы. Это были фильмы «Анкор, еще анкор», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Петербургские тайны» и др.
А в 1999 г. в творческой биографии Елены Яковлевой началась новая эпоха: она снялась в главной роли в сериале «Каменская», который выходил на экраны в течение 12 лет. Это снова было стопроцентное попадание в образ – настолько точное, что у актрисы опять появилось новое имя. С тех пор даже журналисты часто путались и называли ее Настей – так же, как ее героиню, а поклонники начали поздравлять ее с Днем милиции.
И в этом случае опять повторилась та же история: невероятный успех сериала имел и обратную сторону – критики снова высказывали опасения по поводу того, что Яковлева станет заложницей одной роли. Но ее талант был слишком многогранным для того, чтобы оставаться в рамках одного, пусть и очень успешного, образа. И она снова удивила и критиков, и зрителей, примерив на себя совершенно неожиданные образы: в сериале «Вангелия» Яковлева сыграла роль знаменитой прорицательницы Ванги, перевоплотившись до неузнаваемости, в нескольких сезонов сериала «Склифосовский» она очень убедительно сыграла медработника, заведующую отделением больницы, в сериале «Жуков» исполнила роль супруги маршала Жукова, в фильме «Последний богатырь» перевоплотилась в Бабу Ягу.
Сегодня Елена Яковлева продолжает сниматься в кино и удивлять зрителей своими перевоплощениями. Наконец, она может гордиться тем, что ее имя теперь помнят все: «Конечно, после «Интердевочки» только и слышала: «Таня, Таня»... Потом была для всех Настей. В общем, имена у меня были разные… Но в последнее все больше говорят «Здравствуйте, Лена». Запомнили наконец... Так что, наверное, я уже все это победила».