В 1970-х – 1980-х гг. ее называли одной из самых ярких и эффектных блондинок советского кино. В последние годы она появляется на экранах редко, ведь уже около 30 лет занимается общественно-политической деятельностью. Почему актриса решила так кардинально сменить профессию, и как твердость характера помогла ей в творческой жизни, но разрушила личную – далее в обзоре.
Елена Драпеко признавалась, что твердым и решительным характером обладала с юности и унаследовала его от родителей: ее отец, выходец из Украины, был военным, а мать, школьная учительница истории и литературы, была воспитана в строгой семье староверов и по своей силе характера ни в чем не уступала мужу-подполковнику.
Из-за службы отца семья часто переезжала с места на место. Когда Елене было 16, он ушел из жизни, и они с матерью осели в Пушкине. Окончив там школу, Елена поступила в Ленинградский институт культуры им. Н. Крупской, а затем продолжила учебу в ЛГИТМиКе.
Триумфальный кинодебют
Еще во время учебы Елена сыграла свою первую роль в кино, которая стала ее визитной карточкой и принесла всесоюзную популярность. Это была Лиза Бричкина в фильме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие». Изначально она мечтала о роли Женьки Комельковой, но ее отдали Ольге Остроумовой. Елене досталась Лиза – деревенская девчонка из вологодской глубинки.
В разгар съемок режиссер чуть было не снял ее с роли из-за «слишком интеллигентного» лица и правильной речи. Сама актриса признавалась: «Эту роль у меня сначала отобрали, мол, я – не тот типаж. В сценарии Лиза – румяная бойкая деваха: кровь с молоком, грудь колесом! А я была тогда хрупкой второкурсницей, не от мира сего немного. Кровь с молоком у меня была, а внутреннего задора и крестьянской хватки не доставало. Я занималась балетом, играла на скрипке. Наверное, поэтому, отсмотрев первые кадры, авторы дали мне от ворот поворот».
Но тут вмешалась жена режиссера, которая вступилась за Драпеко и попросила дать ей шанс. Елена попыталась воспроизвести манеры деревенской девчонки, послушно начала «окать», копируя северный говор, и так свыклась с этой привычкой, что потом долго не могла от нее избавиться. Гримеры вытравили ей брови и нарисовали веснушки. Ростоцкий впоследствии ни разу не пожалел о том, что отдал эту роль Драпеко, ведь ее попадание в образ получилось стопроцентным.
Одним из самых драматичных эпизодов фильма стала сцена гибели ее героини в болоте. Поначалу пытались заменить актрису дублершей, но это выглядело неправдоподобно, и Драпеко полезла в болото сама. Сняли 15 дублей, и во время последнего она сама едва не утонула. Именно этот дубль и вошел в итоге в финальный вариант фильма.
Только годы спустя актриса рассказала о том, что тогда на самом деле едва не лишилась жизни: «В той сцене, где моя героиня тонет в болоте, задача была одна: как можно дольше просидеть под водой, чтобы надо мной сомкнулась и затихла ряска. И когда я скрылась, а меня нет и нет, съемочная группа сначала радовалась: надо же, какой большой кусок ряски затянулся! Но потом они увидели, сколько секунд прошло, и испугались, кинулись в это болото меня выуживать. Но ничего, я осталась всем бесконечно благодарна!».
Одиноким предоставляется… трибуна
Одной из самых ярких киноработ Елены Драпеко стала очаровательная блондинка Ниночка в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». Режиссер Самсон Самсонов видел актрису в главной роли – ткачихи Веры, которая помогает своим незамужним соседкам по общежитию подыскать себе пару. Но сценарист Аркадий Инин изначально писал эту роль под Наталью Гундареву. Драпеко, по его мнению, была слишком яркой и привлекательной для этого образа.
Даже после того, как ее одели поскромнее и перекрасили в темно-русый цвет, эффект все равно был не тот. Елена прошла пробы, но роль ткачихи в итоге все же досталась Гундаревой, а Драпеко блестяще сыграла Ниночку, которую герой Фрунзика Мкртчяна пытался вернуть в общежитие из-за того, что она не умеет готовить.
Во время съемок сама актриса уже не была одинока – она вышла замуж за актера Олега Белова. Это был уже второй ее брак. Первый, студенческий, продержался недолго, и позже актриса называла его ошибкой молодости. Со вторым мужем Елена прожила 13 лет, подарив ему дочь Анастасию. В 1991 г. этот брак распался. По мнению мужа, это произошло из-за чересчур активной политической деятельности Елены.
Позже актриса вышла замуж в третий раз. О своем супруге она ничего не рассказывала. По слухам, он был человеком из власти и занимал высокий пост. Драпеко говорила только о том, что разошлись они из-за политических разногласий. Позже она признавалась: «Мне не нужно крепкое плечо. Я сама крепкое плечо. Как правило, мужчины это чувствуют и с удовольствием ко мне прислоняются. Я их глажу по головке, сажаю себе на шею, а потом сама же их за это и выгоняю…».
В итоге актрисе так и не удалось построить крепкую семью – зато удалось построить политическую карьеру. Актриса всегда была человеком с активной общественной позицией. В конце 1970-х гг. он вступила в Союз кинематографистов СССР, позже принимала участие в создании Гильдии актеров советского кино. В начале 1990-х гг. Драпеко заняла пост председателя Комитета по туризму и культуре мэрии Санкт-Петербурга, а в 1999 г. была избрана депутатом Государственной Думы. За свой вклад в законотворческие проекты и активную общественную позицию актриса была награждена Орденом Дружбы.
Лиза Бричкина – навсегда!
Елену до сих пор часто называют именем ее самой первой киногероини, Лизы Бричкиной. Актриса и сама видит у себя много общего с ней: «Роль Лизы Бричкиной досталась мне неслучайно – я такая же оптимистка, как моя героиня, так же романтична и идеализирую жизнь. Как и моя Лиза, я до сих пор сражаюсь за Родину, хоть и без винтовки! Как депутат стараюсь отстаивать интересы обычных людей. Если б моя Лиза не утонула в болоте, она тоже стала бы депутатом. Крестьянской сметливости ей хватало с избытком».
В 2005 г. Драпеко выпустила книгу под названием «Лиза Бричкина – навсегда». Наверное, главное, что роднит актрису с ее героиней, – это общность идеалов. Елена не сожалеет о том, что упустила какие-то шансы в личной жизни, поставив профессию на первый план, ведь ее общественная деятельность стала для нее делом всей жизни.
Драпеко признается: «Я училась любви к Родине у фронтовиков. Для кого-то любовь и жизнь могут быть ценнее, чем справедливость, Родина и честь. Но лично для меня выбора нет: нет ничего выше справедливости, Родины и чести. По-другому я просто не могу…».