Далекий 1910 год. В Нью-Йорке на Пятой авеню полицейские арестовали женщину, которая вышла на улицу в мужской одежде и курила у всех на виду. А так вести себя в то время было недопустимо.
Этой женщиной была Эльза фон Фрейтаг-Лорингофен (Elsa von Freytag-Loringhoven, 1874—1927).
Она родилась в Германии под фамилией Плёц, в семье строителя и, как бы это ни было странно, политика. К сожалению, семья не являлась образцовой: отец вел разгульный образ жизни, бил мать, которая позже скончалась в психиатрической лечебнице. Судьба Эльзы тоже оказалась нелегкой. Натурщица, скульптор, художница, муза-вдохновительница для других живописцев и поэтесса — казалось бы, что плохого в том, что девушка смогла попробовать себя во стольких профессиях и направлениях? Но дело в том, что многочисленные занятия были не только поиском себя, но и средством к существованию – шик и роскошь в ее жизни чередовались с долгими периодами нищеты и одиночества.
Но, как говорила сама художница: «мать оставила мне в наследство… борьбу». И Эльза боролась. Она трижды выходила замуж, но все браки оказались недолгими и неудачными. Первым её мужем был архитектор-модернист Август Энделем, вторым — переводчик Феликс Пауль Греве, который увез её в Америку. А третий брак с немецким офицером Леопольдом Карлом Фридрихом, имевшим титул барона Фрейтаг-Лорингофена, оставил особенно тяжелые воспоминания: мало того, что «аристократ» сбежал от художницы, он еще прихватил все ее ничтожные сбережения. Но в этом оказался свой плюс: у Эльзы остался титул исчезнувшего мужа, что позволило ей войти в аристократические круги Нью-Йорка. Впоследствии она стала не только известным художником, но и дадаистской иконой Америки.
Жизнь Эльзы была сродни эксцентричному перформансу. Такими же были и ее творения. Скульптуры и коллажи, которые она создавала, выполнены из предметов, найденных на городских свалках. Так, на первый взгляд может показаться, что работа God (1917) или скульптура Limbswish (1918) действительно сделаны из мусора. Но на самом деле это наполненные смыслом произведения, признанные во всем мире.
Эльза стремилась придавать смысл буквально всему. Так, в своих воспоминаниях художник Джордж Бидл, рассказывая о её комнате как о чем-то ужасном, но поэтичном, обрисовал «территорию творчества» этой неординарной личности:
«…она была забита какими-то разрозненными железками, автомобильными шинами… урнами для мусора, наводившими ужас и отвращение, которые для ее истерзанного, но чрезвычайно чувствительного восприятия стали объектами прекрасного… <…> Для меня ее комната была так же органична, как, например, студия Бранкузи в Париже»
Помимо художественной деятельности Эльза была моделью у Марселя Дюшана. Есть предположение, что именно она придумала известный «Фонтан», а Дюшан лишь присвоил себе авторство.
Позже Эльза вернулась в разоренную войной Германию. Там её финансовое положение было настолько плачевно, что художнице пришлось продавать газеты на Потсдамской площади в Берлине. Женщине трижды отказывали во французской визе. Но когда она пришла в посольство в костюме юбилейного торта, на котором горели 50 свечей, визу ей все-таки выдали.
Париж оказался роковым для баронессы. В 1927 году Эльзу вместе с ее собакой нашли мертвыми в квартире. Врачи констатировали отравление угарным газом, но было ли это самоубийством или несчастным случаем — выяснить так и не удалось.