Свою дебютную роль в кино – маленькой разбойницы из «Снежной королевы» – Эра получила благодаря натуральному «разбою и бесстыдству». А свой дальнейший кинопуть называла проявлением цинизма. Была ли она за кадром такой, какой ее видели многие режиссеры, – «плохой девочкой с добрым сердцем», которая всю жизнь без стыда делала только то, что хотела?
Своим необычным именем она была обязана военному времени – появилась на свет в 1944 г., и отец хотел назвать ее Воэра – «Военная Эра». После долгих уговоров матери удалось убедить его сократить первую часть имени. Так с самого рождения Эра оказалась причиной споров и разногласий, в эпицентре которых потом в течение всей жизни оказывалась не раз. Маленькой разбойницей она стала задолго до того, как сыграла эту роль в кино.
Эра выросла в Казани, в районе, который называла «рассадником бандитов». Все ее друзья были «хулиганистыми парнями» из соседних дворов, которые впоследствии вошли в «самую мощную казанскую группировку». Позже актриса говорила: «В десять лет я знала всю ненормативную лексику. Более того, в своем кругу я даже этим козыряла – ну как же, все свои. Хулиганы меня за это уважали, считали меня пацанкой… Все мое детство прошло среди этих хулиганов и оперного театра. Вот почему я всегда говорю, что Казань сделала меня стойкой и разнообразной».
Строптивая Эра
Она со школьных лет мечтала о сцене, вдохновившись примером своих кумиров – Любови Орловой и Изольды Извицкой. С 8 класса Эра занималась в театральной студии при ТЮЗе и собиралась поступать в театральный. Однако родители были категорически против ее выбора. Чтобы осуществить задуманное, ей пришлось сбежать из дома и проделать путь из Казани в Москву. Правда, с первой попытки ее не приняли ни в один из театральных вузов, но отступать было не в ее характере. Спустя год Эра предприняла еще одну попытку – и стала студенткой Щукинского училища.
Она начала учебу в московском театральном училище, а закончила в ленинградском театре. Однажды Эра попала на спектакль БДТ Г. Товстоногова, который приехал на гастроли в столицу, и с тех пор загорелась идеей попасть в эту труппу. Свой первый «разбой» она устроила у Товстоногова: явившись после 2-го курса к нему на прослушивание, соврала, что уже выпускница. Из всех претендентов режиссер тогда выбрал ее одну. А когда обман раскрылся, не пошел на попятную, все равно забрал к себе.
Свой дипломный спектакль Эра сыграла уже в Большом драматическом театре в Ленинграде. Учебу она завершила там же, в театральной студии при БДТ, под руководством Георгия Товстоногова. Конечно, Зиганшина намеревалась остаться в этом же театре, но режиссер не взял ее в труппу – по его мнению, с таким своенравным характером и «полным отсутствием дисциплины» актрисе сложно работать в коллективе. Зато ее приняли в «Ленком», где она выступала почти 10 лет.
В 1970–1980-х гг. Эра Зиганшина стала настоящей легендой театрального Ленинграда. Она всю жизнь считала театр своей главной страстью и призванием, а кинематограф был для нее вторичным. Но когда ее пригласили на съемки и в театры в Москву, без раздумий ушла из штата и отправилась в столицу, и с тех пор она жила на два города, в постоянных разъездах.
«Нехорошее начало» кинопути
Свою первую роль в кино Зиганшина буквально «отвоевала». Однажды ее партнер Николай Боярский (дядя Михаила Боярского), вместе с которым она играла в спектакле «Двенадцать месяцев», рассказал ей о том, что на «Ленфильме» начались съемки киносказки «Снежная королева», и посоветовал отправиться на пробы. Когда Эра пришла на киностудию, оказалось, что на роль маленькой разбойницы, в которой она себя видела, актрису уже утвердили. Строптивая актриса заявила, что никто, кроме нее, эту роль все равно не сыграет, выбежала на улицу и разрыдалась.
Но уже через несколько дней ей позвонили и пригласили в павильон. Оказалось, что утвержденная актриса не справилась с режиссерской задачей. Когда Эра пришла, эта девочка как раз переодевалась в соседней комнате. «И вот ее раздевали, а меня одевали. Снимали с нее штаны – несли мне, потом рубашку, потом курточку. Было такое ощущение, что надеваю чужую кожу. И мысль тогда промелькнула: «Нехорошо начинаю путь в кино». Отметила как факт, без чувства вины или стыда. Мне 20, первая роль, о чем тут долго размышлять?», – вспоминала актриса.
В этом «бесстыдстве» были свои преимущества – именно такой характер и должен был быть у разбойницы. Со своей дебютной ролью актриса справилась блестяще и услышала в свой адрес множество лестных отзывов. Но вот сама она осталась разочарована съемками. Ей казалось, что в кино все разобщены и безразличны друг к другу, а вот в театре актеры живут, как один организм. К тому же она была очень недовольна своей работой – когда увидела себя на экране, сказала, что «какая-то писклявая девчонка наигрывает, как слон».
Кинорежиссеры засыпали ее новыми предложениями, а она отказывалась – не хотела больше сниматься. К тому же роли предлагали однотипные – все сплошь вариации на тему разбойницы, «плохой девочки с добрым сердцем». Повторяться Зиганшина не хотела и соглашалась сниматься только в том случае, если роль действительно казалась ей интересной. Как, например, в «Небесных ласточках», где собрался блестящий актерский ансамбль.
«Спокойные и циничные» отношения с кинематографом
Поначалу актриса сама отказывалась от съемок, а позже ее перестали приглашать. Долгие годы она появлялась на экранах, в основном, в телеверсиях спектаклей. На съемочную площадку она вернулась только в 1990-х гг., и это возвращение было вынужденным – театры во времена кризиса опустели, и актрисе попросту не хватало средств к существованию.
Эра Зиганшина не кривила душой и открыто признавалась в том, что кино стало для нее исключительно «статьей дохода». «Я спокойно и цинично получала гонорары от съемок в сериалах, а сам процесс съемки мне, в принципе, не нравился», – говорила актриса. Конечно, были и исключения из правил – например, от работы в проектах режиссера Сергея Снежкина она всегда получала удовольствие.
Своим главным партнером актриса считает театрального зрителя, и только его реакция для нее важна. Она по-прежнему не понимает, как можно через камеру воздействовать на зрителя, когда прямой контакт отсутствует. В театре Зиганшина всегда продолжала выступать «для души» и могла себе позволить выбирать режиссеров и спектакли. При этом не церемонилась даже с мэтрами.
О работе с Романом Виктюком она рассказывала: «Это большое счастье – работать у такого режиссера. Да, он кричит и может матом, и со мной тоже не стеснялся в выражениях, но я вам по секрету скажу – отвечала ему тем же. Это нормальный творческий процесс. Зато когда Виктюк говорит: «Ты гений!», то ощущение, что паришь в облаках. Но то, что я позволила Виктюку, другим режиссерам не разрешила бы никогда».
Эра Зиганшина до сих пор выступает на театральной сцене и снимается в кино. И по-прежнему ощущает себя абсолютно самодостаточной и свободной – и от диктата режиссеров, и от мнения коллег и критиков, и от любых предрассудков. Ведь до сих пор в душе она – все та же строптивая маленькая разбойница.
Судьба ее партнерши по фильму «Снежная королева» сложилась совсем по-другому, ведь роль Герды дала старт ее блестящей кинокарьеры. Почему Елену Проклову называли самой опасной и жестокой красавицей советского кино.