Михаил Врубель — художник с драматической творческой биографией. Он был необычным человеком, несколько эксцентричным, что, возможно, объяснялось его душевной болезнью. У Врубеля был особый стиль, особое видение мира, он не оставил после себя ни оформленного метода, ни учеников, которые могли бы наследовать ему. Человеку с такой биографией посвящено немало книг. А вот с кинематографом как-то не сложилось. Единственный художественный фильм, который ему посвящен — это «Этюды о Врубеле», снятый в 1989 году.
Лента фокусируется на киевском этапе творческой биографии Врубеля. Этот период считается очень важным, поскольку впервые художник сумел воплотить в жизнь монументальный замысел. За пять лет он осилил огромный объем работ — им была выполнена самостоятельная роспись в Кирилловской церкви, созданы иконы для нее, прорисовки фигур для реставрационных работ. Адриан Прахов, организовывавший роспись Владимирского собора, планировал привлечь к ней и Михаила Врубеля. Однако позже самостоятельные работы художника для этого храма были отвергнуты, поскольку их стиль нарушил бы целостность всего художественного ансамбля.
Без этой краткой справки зрителю, незнакомому с биографией художника, смотреть «Этюды о Врубеле» было бы сложно. Режиссер Леонид Осыка, написавший сценарий фильма в соавторстве с Сергеем Параджановым, не останавливается на подробностях. Фильм как будто выхватывает какие-то эпизоды из киевской жизни художника, известные нам по описаниям современников. Многое при том остаётся за кадром.
Разумеется, в фильме уделяется отношениям Врубеля с семейством Праховых, но делается это тоже вскользь. Известно, что в образе Богоматери для Кирилловской церкви художник изобразил Эмилию Прахову, в которую был влюблен. По слухам, он даже делал ей предложение, причем пришел с этим не к Эмилии Львовне, а к ее супругу — Адриану Прахову. Скандала не было, художнику тактично старались объяснить, в какое неловкое положение он всех ставит. Однако, по воспоминаниям современников, Адриан Прахов «определенно боялся» настойчивости и неистового упорства художника. В фильме этого не показывают, остаются только размышления Врубеля о том, что женщина, которую он любил, не понимала его.
Роль Михаила Врубеля сыграл Давид Гиоргобиани, прославившийся после роли художника в «Покаянии». Роль Эмилии Праховой — Ольга Гобзева, Адриана Прахова — Анатолий Ромашин. Поэтому смотреть ленту стоит ради актерских работ. Также она привлекает атмосферой старого Киева, интересными вставками: например, открывает картину документальная съемка празднования тысячелетия крещения Руси. Но вряд ли фильм поможет вам лучше понять творчество Врубеля.
Кроме того, у картины есть еще один существенный недочет. Фильм снимался уже тогда, когда в отечественном кинематографе начался период распада. Госзаказа на эту картину не было, источники дополнительного финансирования в те времена было очень трудно привлечь, хотя режиссер пытался спасти ситуацию — он даже дал интервью на местном телевидении, чтобы собрать частные пожертвования. К сожалению, недостаток средств сказался и на проведении натурных съемок, и на возможности воссоздания всех деталей ушедшей эпохи.
Настоящих работ Врубеля, к слову, в фильме не показывают, но для картины были сделаны великолепные акварельные копии. И, возможно, они бы производили сильное впечатление на экране, но качество пленки в конце 1980-х годов оставляло желать лучшего…
В итоге лента производит двойственное впечатление. Фильм мог бы стать масштабным полотном, но остается скромными этюдами.